Loading...

Клиповое мышление — это не ментальная деградация, а попытка ускорить усвоение новых знаний

Не секрет, что мы стали обращать больше внимания на упаковку. Важны не только лекала пиджака, но и дизайн витрины, не только вкус торта, но и цветочки из крема, не только содержание видеоурока, но также качество звука и картинки. Если текст не интригует с первой строчки, его участь — забвение. Возможно, встречая «по одёжке», мы упускаем неотёсанные сокровища, но век быстрой информации требует стремительных решений, а простые индикаторы качества значительно ускоряют процесс. Опираться на образ, считываемый на уровне обоняния, слуха, тактильных и визуальных ощущений, гораздо действеннее, чем вникать в обстоятельные аргументы «за» и «против».

За последнее столетие мышление свернуло с пути Гомера и Толстого на тропинку охотников и собирателей. В мире постоянных внешних угроз, будь то медведь, снегопад или враждебное племя, человеку было не до длинных монологов о судьбе и устройстве мира. Оттого пещерная живопись появилась раньше, чем эпосы и научные труды. Человек познавал мир с помощью первой сигнальной системы до того, как стал активно пользоваться неповоротливым языком. И сейчас, когда лавина информации достигла того же масштаба, как сиюминутная угроза 40 тысяч лет назад, мы возвращаемся к прежним способам упаковки знаний. Именно возвратом от понятийного к клиповому мышлению многие объясняют возросшую образность современного искусства.

Loading...

Термин «клиповое сознание» уже 10 лет назад взяли на заметку популяризаторы и пропагандисты. Этими страшными словами пугают школьные учителя, рассказывая, что дети разучились читать книги и не могут сосредоточиться более чем на 15 минут. Технофобы предрекают, что увлечение этими-вашими-интернетами введёт людей в беспамятство, а любовь к ярким образам сделает новое поколение уязвимым к внушению. Подразумевается, что любую агитку примут на «ура», если картинка будет достаточно броской.

За пределами эфиров «России 1» ситуация выглядит не так пессимистично. XX век пропитан разочарованием в языке как в средстве эффективной коммуникации. Им легко манипулировать, ведь слова многозначны, при переводе теряются тонкости, а из одного текста разные люди могут вычленить противоположные смыслы. За примерами не нужно ходить далеко: частенько 2 комментатора «Ртути» интерпретируют статью диаметрально противоположно. «Языки» постдраматического театра, музыки и кино являются более универсальными. Если ролик страшный, то он заражает зрителей идентичным чувством испуга, а различные толкования возникают лишь при переложении эмоций в слова. Совместный чувственный опыт порой сплочает людей лучше детальных письменных договорённостей.

В век, когда на счету каждая минута, нам хочется как можно быстрее получить не формальное знание, а понимание. Не зазубрить мысль, а пропустить её через себя, прочувствовать и использовать в дальнейшем. Метафора, образ, кпип — это новая единица успешно присвоенной информации. Правило буравчика объясняет физический процесс гораздо эффективнее формулы или научного пособия, поэтому многие помнят его ещё долго после школы. Сейчас нам нужен афоризм, слоган, а не набор литературных клише, и в этом читается лишь стремление получить мысль в аэродинамичной форме, попытка угнаться за временем.

(Visited 13 times, 1 visits today)
Loading...

Добавить комментарий