Лучше проверка дорог, чем повышение штрафов и камеры от частников

Госавтоинспекция принялась за дороги. Это может быть гораздо эффективнее, чем контроль за водителями.

Создаётся впечатление, что после принятия новой концепции «Безопасность дорожного движения» Госавтоинспекция готова всерьёз заняться обеспечением этой безопасности. По крайней мере, очевидно, что в ГИБДД России на сегодняшний день наконец увидели свою задачу шире, чем просто регистрация, контроль и наказание виновных в нарушении ПДД.

Новая аппаратура на службе ведомства

Как сообщает Госавтоинспекция, в десятки регионов страны поступила новая аппаратура для проверки качества дорог: 16 регионов страны получили приборы для измерения поперечных и продольных уклонов дорожного покрытия и обочин, которые позволяют в ежедневном режиме следить за состоянием полотна. Одновременно ещё 33 региона стали обладателями более 400 аппаратов для измерения освещённости дорожной полосы, а также приборов для определения сцепления с трассой. Больше того, до конца года в подразделения ГИБДД по всей России поступят еще около 4 тыс. единиц различной измерительной техники.

Это технические средства, с помощью которых можно повлиять на основные эксплуатационные качества автодорог и транспортных средств,– сообщил заместитель руководителя российской Госавтоинспекции Олег Понарьин.

Views of Moscow

Не только штрафы

Таким образом, контроль за качеством дорог становится ещё одной важнейшей задачей Госавтоинспекции. Хочется надеяться, что так оно и будет, а не останется благим пожеланием лишь на бумаге да в головах оборотистых чиновников.

Обсуждая перспективы введения новых штрафов за превышение скорости на 10 км/час, Царьград уже писал о том, что одним ужесточением наказаний для водителей безопасности на дорогах достичь никогда не удастся. Именно Госавтоинспекция должна нести ответственность и за состояние дорог, и за безопасность дорожного движения, отвечать за комфорт автомобилистов.

Однако до сих пор многие гибэдэдэшники часто решали совсем другие задачи и использовали техсредства явно не по их прямому назначению. Особенно ярко это проявилось в истории с дорожными камерами, когда тысячи, если не десятки тысяч камер по всей России оказались отданы на откуп частным компаниям и стали в первую очередь источником дохода, причём никак не государства, а именно частных лиц.

Камера как источник дохода

Официально частные компании были допущены к установке дорожных камер в тех регионах, где у местных властей не хватало средств на их приобретение. Однако на практике это явление стало повсеместным и в принципе от богатства той или иной области никак не зависело. Опять же, согласно букве закона, установка камер должна была происходить строго по указанию сотрудников ГИБДД в местах особой аварийной опасности. Понятно, насколько в данном случае закон расходился с практикой и как расширительно могло трактоваться понятие «аварийно опасный участок дороги» при консультациях представителей Госавтоинспекции и новоявленных бизнесменов.

Бизнес и вправду оказался очень выгодным. За каждый штраф, зафиксированный камерами, её владельцы получают 233 рубля. Если представить себе масштаб транспортных потоков, можно понять, как быстро камера окупает себя и начинает приносить только прибыль. Бизнес процветает, а компании устанавливают свои камеры всё более и более хитроумным способом – к примеру, через несколько дециметров после знака ограничения скорости или населённого пункта, как, к примеру, в нескольких случаях на трассе М-10 в окрестностях Твери или на ключевых дорогах Татарстана. Понятно, что от таких камер растут в первую очередь именно доходы бизнесменов, а на безопасность движения они если и влияют, то весьма и весьма косвенно.

Определённый порядок в этой сфере начали наводить только этим летом – по итогам заседания Госсовета по безопасности дорожного движения. Тогда было заявлено о необходимости предупреждающих знаков перед всеми камерами и обязательности внесения всех камер в единый открытый реестр. Требования Госсовета «об информировании водителей» должны быть исполнены до 1 февраля 2020 года. «Не скрывать камеры» призвал на заседании Государственного совета и президент России Владимир Путин.

Немного позитива

В настоящее время, как говорят эксперты по системе видеофиксации, доля частных камер на наших дорогах постепенно сокращается. Теперь, по словам специалистов, «сведения о местах установки стационарных и мобильных камер, а также маршрутах патрулирования комплексов, установленных на транспортных средствах, должны как минимум размещаться на сайтах регионов».

Налицо очевидный разворот от чисто карательной и фискальной к профилактической работе на дорогах. И тот факт, что сегодня Госавтоинспекция рапортует о получении техсредств, не связанных с контролем за водителями, а призванных следить за качеством дорожного полотна, не может не радовать. Это большая подвижка.

Остаётся только пожелать, чтобы в этом направлении развивалась и вся политика Госавтоинспекции. К примеру, соблюдалась бы определённая симметрия между требованиями к участникам движения и требованиями к его организаторам. Скажем, если ПДД обязывают водителей и пассажиров автомобилей выходить в тёмное время суток в светоотражающей одежде, то и ГИБДД должна была бы гарантировать использование на дорогах светоотражающей краски в масштабах всей страны, а не только в окрестностях областных центров.

Это был бы действительно гигантский шаг на пути обеспечения безопасности дорожного движения в России. Пока, к сожалению, о нём остаётся только мечтать.

Loading...