Loading...

«Северный поток-2»: Труба может оказаться дырявой

Почему нельзя быть до конца уверенным в технологических компетенциях «национального достояния»

По итогам переговоров с канцлером Германии Меркель президент Путин сообщил, что Россия сможет самостоятельно достроить газопровод, без привлечения иностранных компаний. По словам главы государства, «окончание строительства будет отодвинуто на несколько месяцев», но «до конца текущего года, либо в первом квартале следующего года работа будет завершена и газопровод заработает».

Loading...

Собственно, осталось достроить 120−130 км участка газопровода в однониточном исполнении — примерно 5% от общей протяженности. Напомним, швейцарский морской подрядчик «Газпрома» Allseas Group SA, или просто Allseas, 21 декабря 2019 года прекратила работы по «СП-2», уведомив российскую сторону коротеньким письмом, мол, «ожидайте решение руководства» по вопросу американских санкций.

Кремль и «Газпром» сразу вспомнили, что в стране есть свои морские трубоукладчики. Речь идет, прежде всего, о барже «Фортуна», которая в 2018 году уложила первые 13 км обеих ниток газопровода в территориальных водах РФ. Так что опыт вроде бы имеется.

Однако имеются и вопросы. В частности, президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич не так давно, комментируя возможные проблемы, сказал: «Не удивлюсь, если возникнут проволочки из-за неспособности „Газпрома“ делать что-либо самостоятельно. Хотя шапкозакидательские заявления мы, видимо, снова услышим. К тому же транзитный договор с Украиной подписан — значит, торопиться, действительно, некуда».

Loading...

И в самом деле, с начала объявления американских санкций против «СП-2» прошло больше трех недель дней, а каких-либо реальных телодвижений нет. Одновременно бросается в глаза, что «Газпром» не выдвигает претензий к компании Allseas. Невольно возникает вопрос: неужели контракт составлен таким образом, что санкции США могут считаться форс-мажором? Или, возможно, есть другие тайные договоренности? Скорей всего, именно так, но об этом чуть позже.

Впрочем, сегодня важнее завершить проект. Чтобы понять, насколько реалистично достроить «СП-2», понимая под этим не только укладку, но и безаварийную эксплуатацию, следует обратиться к истории компании Allseas, которая сегодня является бесспорным лидером по строительству подводных трубопроводов. В данном случае важно оценить и сравнить технологические компетенции.

На сайте Allseas сказано, что начало успеха компании связано с изобретением в 1985 году концепции прокладки трубопроводов на базе динамического позиционирования. Тогда же началось проектирование универсального судна Lorelay, оптимизированного для выполнения проектов трубопроводов малого и среднего диаметра любой длины на неограниченных глубинах, а также для сопутствующих работ, таких как установка стояков и подводных защитных рам.

В 1996 году морской трубоукладчик Lorelay установил рекорд по строительству глубоководного трубопровода в Мексиканском заливе на глубине 1645 метра. Во многом это произошло потому, что Allseas стала не только лидером по технологии динамического позиционирования в море, но разработала собственную автоматическую сварочную систему Phoenix. Далее у швейцарцев все пошло как по маслу. В 1996 году Allseas реализовала проект Mensa для корпорации Shell, в котором глубина укладки достигла 1650 метра, в 1998 году построила Statoil Europipe II в Северном море.

В 2002 году установлен новый рекорд глубины на проекте Shell Nakika — 1920 метра. Тогда же компания внедрила свою прорывную двухголовочную автоматическую сварку. Благодаря этому в 2006 году Allseas проложила трубу диаметром 610 мм на глубине 2550 метра в Мексиканском заливе.

В 2010 году компания Daewoo Shipbuilding and Marine получила контракт на строительство нового морского трубоукладчика, который Эдвард Хеерема, владелец судна, решил назвать его в честь своего отца — Питера Шельте Хеерема, служившего во время Второй мировой войны в частях СС.

В 2015 году корабль получил новое название — «Новаторский (пионерский) дух», поскольку разразился скандал.

В 2017 году «Новаторский дух» начинал работы по проекту TurkStream — «Турецкий поток», а в 2018 приступил к реализации Nord Stream 2, самого длинного трубопровода в истории Allseas. Здесь следует сказать пару слов о базовом морском трубоукладчике швейцарцев «Новаторский дух». Двухкорпусное судно имеет длину 382 м и ширину 124 м. В носовой части находится прорезь длиной 122 м и шириной 59 м, которая позволяет ему быть устойчивым даже при волне 3,5 метра и сильном боком течении. На сайте Allseas сказано, что именно габариты судна, наряду с 12-ю азимутальными двигателями, позволяют строить глубоководные магистральные трубопроводы.

Для сравнения: длина «Фортуны» составляет 169 метров, ширина — 46 м, высота 13,5 м, осадка судна от 5 до 9 метров. Она оснащена 12-якорной системой позиционирования, что ставит под сомнение скорость строительства 1 км в сутки. Дело в том, чтобы начать укладку, баржа становится на якоря. Скорей всего, работы будут вестись намного медленнее, особенно, при волнении на море, не говоря уже о штормах.

Отметим, что «Фортуна» является шельфовым, а не глубоководным трубоукладчиком. Что любопытно: его паспортная глубина укладки не превышает 200 метров, как раз та, на которой «Новаторский дух» прекратил работы. Можно предположить, что работы начнутся летом и прекратятся ранней осенью. Если не успеют, продолжат в 2021 году. Впрочем, когда трубоукладчик подойдет близко к берегу, скорость строительства резко увеличится, поскольку баржа будет вытягивать трубу лебедкой с суши.

Таким образом, Россия и впрямь худо-бедно сможет завершить «СП-2», но возникает уже следующий вопрос о его надежной эксплуатации. На «Новаторском духе» сборка монтаж осуществляется во сварочных постах, где работают сварщики на сварочных машинах. Не ставя под сомнение высокую квалификацию работников, тем не менее, от человеческого фактора никто не застрахован. Согласно накопленной статистике, аварии на газопроводах возникают, прежде всего, из-за дефектов монтажа — сварочных работ и укладки на дно (37,5% всех случаев), износа труб (19%, при длительной эксплуатации) и дефектов труб (25%).

Это общая проблема. В частности, с 1994 по 2013 годы в Америке произошло 745 серьезных инцидентов с распределением газа, в результате которых 278 человек погибли и 1059 получили ранения. С 2014 года произошло еще как минимум 6 происшествий на магистральных нефте-газопроводах.

В РФ опасная статистика намного лучше, но у наших подрядчиков нет такого накопленного опыта, как у швейцарцев. Нельзя сбрасывать со счетов и их уникальное сварочное оборудование собственной разработки на основании накопленных данных.

Таким образом, завершение проекта «Северного потока-2» несет серьезные риски как по срокам, так и по качеству сборки. Если строительство «Турецкого потока» и первого «Северного потока» было максимально комфортным для «Газпрома», то сейчас руководство «национального достояния» ожидает серьезная проверка. В случае аварии, монополию ждет международный позор. Вот только слабо верится, что Путин выгонит Миллера, если возникнут нештатные ситуации. Ведь Алексей Борисович — человек, приятный во всех отношениях для Кремля.

(Visited 181 times, 1 visits today)
Loading...