Loading...

«Конституционный переворот»: Путин не захочет повторить судьбу Горбачева

После того, как Госдума проголосует за президентский законопроект, Кремль предложит созвать Конституционное собрание

Работа над поправками в Конституцию идет стахановскими темпами: рабочая группа внесла уже более 100 предложений по поправкам. Об этом сообщил глава думского комитета по госстроительству и сопредседатель группы Павел Крашенинников.

Loading...

27 января рабочая группа, в которую входят 75 человек, провела очередное заседание. На нем продолжили обсуждать возможные дополнения к президентскому законопроекту об изменениях в Основной закон.

Вот как выглядят наиболее резонансные инициативы:

— Завкафедрой конституционного права юрфака МГУ Сурен Авакьян предложил закрепить в Основном законе конституционно-правовую ответственность президента за нарушение Конституции, данной им присяги и за иные правонарушения в соответствии с Конституцией и законами РФ. Предлагается принять не только новую конституционную норму, но и специальный конституционный закон, раскрывающий ее.

Loading...

— Сурен Авакьян также предложил определить в Конституции полномочия администрации президента. По его мнению, деятельность АП как института, имеющего широкие полномочия в сфере внутренней политики, должна регламентироваться особым положением, менять которое можно только с согласия Федерального собрания.

— Член рабочей группы, спортсмен-паралимпиец Сергей Бурлаков предложил закрепить в тексте Конституции, что основная религия России — православие, а основный язык — русский.

— Сенатор Алексей Пушков предложил закрепить в преамбуле Конституции статус России как «державы-победительницы» во Второй мировой войне.

Какие-то из этих 100 поправок могут быть учтены при работе над законопроектом. Второе чтение президентского законопроекта в Госдуме намечено на 11 февраля. До этого срока часть поправок, предложенных рабочей группой, может рассмотреть профильный комитет Госдумы. Если комитет поправки одобрит, они получат шанс быть включенными в текст обновленной Конституции.

Вместе с тем, эксперты убеждены: деятельность рабочей группы носит чисто декоративный характер. Мало кто из аналитиков сомневается, что Кремль проводит конституционную реформу как заранее просчитанную спецоперацию. Ее конечной целью является новая конфигурация власти, при которой Владимир Путин останется руководителем страны после 2024 года.

Правда, открытыми остаются два ключевых вопроса: какой пост займет Путин в этой новой конструкции? И зачем Кремль затеял реформу именно сейчас, когда у действующего главы государства впереди еще четыре года президентства?

Вот как пишет об этой ситуации The New York Times: «В 2018 году президент Китая Си Цзиньпин изменил Конституцию своей страны, чтобы позволить себе быть пожизненным президентом. Путин мог бы с легкостью сделать то же самое, но принял иное решение. Но выбор Путиным времени вызывает вопросы: почему он представил свою конституционную инициативу сейчас, за четыре года до окончания своего срока, таким образом, что это больше напоминает дворцовый переворот?»

По версии The New York Times, «Путин воспринимает свой режим как находящийся в состоянии кризиса и сомневается в сохранении жизнеспособности системы личного правления, когда его больше не будет рядом». «Вполне возможно, что сделать предложения о реформах и попросить, чтобы любые изменения были легитимированы путем всенародного голосования президента побудили протесты прошлым летом в Москве и растущая апатия его сторонников. Не будет шоком, если референдум совпадет с досрочными парламентскими выборами этой осенью, и таким образом переход власти начнется в этом году», — считают аналитики американского издания.

Какие поправки рабочей группы будут учтены в Конституции, наступит ли ясность со схемой транзита к 11 февраля?

— Все законопроекты, которые вносятся в Госдуму, проходят обсуждение перед вторым чтением, — отмечает депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — Понятно, что поправки на голосование Думы вносит не рабочая группа, а профильный комитет. Но в данном случае за рабочей группой стоит администрация президента. Так что очень сомневаюсь, что профильный комитет посмеет «зарубить» поправки, которые одобрит рабочая группа.

Есть и другой важный момент. Рабочая группа имеет право рассматривать любые предложения по поправкам — по сути, любой гражданин России именно в рабочую группу может свои предложения представить. А вот профильный комитет такого права лишен: вносить в него поправки могут только лица, которые обладают правом законодательной инициативы — те же депутаты, но вовсе не простые граждане.

Поэтому я не вижу ничего страшного в том, что кто-то вносит поправки. Это нормальный рабочий процесс.

«СП»: — Какие поправки, предлагаемые рабочей группой, представляются целесообразными?

— Предложение включить в Конституцию дополнительные статьи по поводу ответственности президента — это совсем неплохо. Можно также уточнить и прописать полномочия администрации президента. Сегодня та же Госдума де-факто является отделом по голосованию при АП. Пусть так, но тогда давайте хотя бы обговорим правила игры, и запишем в Конституции: что такое администрация президента, каковы ее взаимоотношения с Госдумой и Советом федерации?

Все это вполне позитивные инициативы.

«СП»: — Как будет развиваться конституционная реформа после принятия поправок в Основной закон во втором чтении?

— После второго чтения вносить какие-то дополнительные поправки будет крайне затруднительно. Процедура муторная: нужно будет вернуть недоработанный законопроект на второе чтение — вряд ли события будут развиваться таким образом.

На деле, из поправок, за которые проголосует Госдума, во многом станет ясно, какую властную конструкцию Кремль всем нам предлагает. Станет ясно, в каком государстве мы будем жить после вступления поправок в силу, и как будет проходить всенародное голосование по изменениям Основного закона.

Замечу, уже сегодня процедура голосования вызывает серьезные сомнения. Судя по всему, сперва президент Путин подпишет закон, и только потом он будет вынесен на голосование. Это как пить «боржоми», когда почти уже отказали.

Причем, я не исключаю, что кто-то из депутатов — после того, как Госдума примет законопроект во втором чтении, — тут же обратится в президиум: мол, уважаемые коллеги, вношу предложение проголосовать стразу и в третьем чтении.

И чтобы ускорить процесс, депутаты инициативу горячо поддержат, и тут же дружно проголосуют.

«СП»: — Вы говорили, Путин может пойти потом на правку еще и первой главы Конституции — например, чтобы сделать Госсовет источником власти. Второе чтение при таком сценарии не является конечной точкой транзита?

— Я уверен: в случае принятия поправок в Основной закон, которые внес президент — если ко второму чтению они не будут кардинально изменены — Путина по истечении президентских полномочий, после 2024 года, ждет исключительно пенсионерское будущее.

Так вот, не думаю, что Владимир Владимирович смирится с таким будущем — не думаю, что он захочет превращаться во второго Михаила Горбачева. Не тот Путин человек, он к такому будущему не готов.

Поэтому не исключаю, что после принятия поправок администрация президента тут же даст «добро» Госдуме на срочную разработку законопроекта о Конституционном собрании. После этого Путин, возможно, выступит с обращением к нации: мол, уважаемые сограждане, опыт показал, что поправками не отделаться — нужна новая Конституция. Так давайте созовем Конституционное собрание, и приступим к работе над новым Основным законом.

Здесь надо иметь в виду: Конституционное собрание имеет полное право принять новый Основной закон без вынесения его на всенародный референдум. Для Путина, я считаю, это самый удобный вариант. Сегодня, как президент, он может сформировать такое Конституционное собрание, какое нужно для поставленных целей. Укомплектовать его людьми, которых президент знает как облупленных, и которые гарантированно проголосуют за то, что им предложат.

И в этой новой Конституции Владимир Путин сможет прописать все, что захочет. Например, как обеспечить транзит с поста президента на пост председателя Госсовета, или иного коллегиального неизбираемого органа, который и будет отныне верховной властью в стране.

В пользу этой версии, я считаю, говорит тот факт, что с 1993 года в Госдуму шесть раз вносился проект закона о Конституционном собрании. Все эти проекты партия власти неизменно заворачивала. Но все законодатели в курсе этой схемы, и сейчас, по всей видимости, она будет востребована.

(Visited 193 times, 1 visits today)
Loading...