Loading...

Коронавирус поможет: Когда Египет и Грузию откроют для русских туристов

Наши отдыхающие находят способы туда добраться, но выходит дорого

Туризм — это чистой воды бизнес. А еще туризм — это элемент большой политики, потому что это… бизнес. Всё взаимосвязано в этой сфере. И если для обычного россиянина закрытие (отмена авиационного сообщения) с теми же Египтом и Грузией объяснено рядом аргументированных причин, то для политиков подобные меры — лишь повод для извлечения своих интересов. И — плевать на интересы людей, их желания, в конечном счете, на их возможности, в первую очередь финансовые. Такая негласная и незаметная манипуляция сознанием: «Ты туда не ходи — ты сюда ходи. А то снег башка попадёт. Совсем мёртвый будешь!».

Loading...

Отмена авиасообщения с Египтом была обусловлена крушением в небе над Синаем лайнера авиакомпании «Когалымавиа» 31 октября 2015 года, когда погибло 224 пассажира и членов экипажа. Авиакатастрофу признали терактом, систему безопасности в египетских авиапортах — неудовлетворительной. Кто ещё помнит полёты на курорты Красного моря через Хургаду и Шарм-эш-Шейх, могут вспомнить, что традиционного арабского бардака там было предостаточно, не смотря на наличие большого количества важно-надменных стражей порядка. Официальному Каиру было поставлено условие: наведите порядок, только после этого возобновим авиасообщение. Катастрофа в небе обернулась для Египта катастрофой на земле. Вслед за Россией о полном прекращении авиасообщения объявила Великобритания, а следом и другие страны. Без миллионов россиян, ежегодно отдыхавших в Египте, опустело множество отелей, сотни тысяч местных жителей остались без работы.

Египет был в двойном шоке — от самой трагедии, в которой по-человечески сочувствовал россиянам, и от их внезапного отсутствия. Для экономики страны это был серьезный удар. В России тоже переживали из-за гибели своих сограждан в небе от террористической атаки, а когда прошел ужас восприятия того, что на месте летевшего в Санкт-Петербург самолета, мог оказаться и любой другой, стали страдать от невозможности поехать в «не сезон» на теплое и солнечное море. Все верили, что недостатки устранят, безопасность обеспечат и вскоре авиасообщение будет восстановлено. Египет вложил в безопасность аэропортов миллионы долларов, выполнил, казалось, все требования, но в итоге регулярное авиасообщение открыли лишь со столицей — Каиром. Заветные чартерные рейсы в Хургаду и Шарм-эш-Шейх до сих пор не полетели.

Египет провел глубокую модернизацию своих аэропортов, в чем неоднократно приглашал убедиться российские экспертные комиссии, которые, к слову, давали положительные заключения по системе их безопасности. Было даже подписание Владимиром Путиным в Каире финального контракта по АЭС «Эд-Дабаа» в конце 2017 года, чего, как считалось, добивается Москва в ответ на возвращение туристов. Однако, шло время, каждый раз звучали обещания типа «ну, вот, уже скоро», но чартерные рейсы, перевозившие в Египет порядка 90 процентов туристов, так и не пустили в небо до сих пор.

Loading...

В Египет, убедившись в безопасности, вернулась Великобритания и другие страны. Сегодня английская и немецкая речь звучит там повсеместно — местная туриндустрия модернизировалась именно под них, наладив более высокий уровень сервиса в отелях-«пятерках». Много белорусов и украинцев, которые заполняют более низкую по условиям комфорта нишу. Однако, российских туристов, которые составляли более 50 процентов всех приезжающих, катастрофически не хватает. Наши едут отдыхать на курорты Красного моря, несмотря на запреты (он касается лишь организованных групп — в индивидуальном порядке можно), но добираться приходится окольными путями. Из Москвы регулярными рейсами до Каира, а потом местными авиалиниями до Хургады и Шарм-эш-Шейха. Летят через Минск или Астану, но это и дальше, и дороже, особенно для тех, кто отправляется в путешествие не из Москвы (до нее ведь тоже еще надо добраться-перекантоваться). Нет в Египте больше безудержного русского веселья ни в дорогих «пятерках», ни в простеньких «тройках».

На берегу Черного моря в Батуми (Кобулети, Уреки, Махинджаури) стоит одинокий грузин с грустно опущенными кончиками усов, в одной руке у него уже остывший хачапури, в другой — бутылка «Киндзмараули». Он ждёт не дождется туристов из России, он хочет с ними познакомиться, оказать гостеприимство, показать всё лучшее, что есть в Грузии. Но авиасообщения с Россией нет и туристов стало гораздо меньше.

Российские самолеты перестали летать в Грузию с 8 июля 2019 года, в самый разгар сезона, что нанесло грузинской экономике существенный ущерб на миллионы долларов (в 2018 году туризм принес Грузии 471 миллион долларов, в том числе за счет российских туристов). Поводом стал срыв работы Межпарламентской ассамблеи православия в Тбилиси, явный демарш в отношении депутата Госдумы от КПРФ Сергея Гаврилова (председательствовавшего на МАП) и последовавшие за этим антироссийские выступления. «Россия — наш враг и оккупант. Управляемая ею пятая колонна, возможно, сегодня может быть более опасной, чем открытая агрессия. Я хотела бы еще раз сказать, что раскол страны и общества и внутреннее противостояние никому не идут на руку, кроме России, и сегодня это ее самое опытное оружие», — говорила тогда президент страны Саломе Зурабишвили.

«Ответочка» Путина, который обычно проявляет феноменальную выдержку и сдержанность на международной арене (последний пример с Польшей), была жесткой и ранимой для Грузии. В Тбилиси сразу дали задний ход и принесли извинения, заявив, что «необычайно рады» российским туристам и, мол, претензий нет, кроме как по вопросу Абхазии и Южной Осетии, а на разрешение этого территориального спора (Грузия считает эти республики, признанные Россией, своими) уйдут десятилетия. Комментируя тогда указ президента, его пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил, что он будет действовать до тех пор, пока ситуация в Грузии не нормализуется, а «любые угрозы для безопасности наших граждан не исчезнут».

Угрозы вроде как и удалось локализовать — жизни россиян на грузинских курортах ничего не угрожает (погибший в начале января на горнолыжном курорте Гадаури гражданин РФ не из этого списка — попал под снежную лавину), Грузия готова распахнуть объятия на север, в сторону России и даже заметно снизила градус антироссийской риторики в самом Тбилиси. Но самолеты между двумя странами пока так и не летают. Впрочем, как считает председатель комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников, запрет на осуществление прямого авиасообщения между РФ и Грузией будет снят «в самое ближайшее время». Поговаривают, что Грузию «откроют» предположительно в мае нынешнего года, но это не официальная информация.

— Длительное прекращение авиасообщения с Египтом, а затем и Грузией обусловлено не только объективными, но и субъективными причинами, — считает политолог Александр Зимовский. — Повод и в том, и в ином случае был достаточно серьезным, это даже не обсуждается. А вот вопрос затягивания возобновления массовых перелетов имеет свою подоплеку. Куда поехал российский турист отдыхать, лишившись возможности понежиться на солнце в Египте и Грузии? Выбор невелик, это либо заграничные Турция и Юго-восточная Азия, либо отечественные курорты Крыма и Краснодарского края. Турция дорого, Таиланд-Вьетнам-Китай далеко и не совсем удобно, поэтому в летний сезон отдыхающего направляют в строго определенное русло — Крым или Сочи. Свою ведь туриндустрию тоже нужно развивать. Хочешь море? Выбирай отечественное! И если открыть пляжи Египта, дать более свободный доступ в Грузию, то российское побережье Черного моря опустеет наполовину, тем более, что оно по цене сопоставимо с заграничными местами отдыха, а по качеству, мягко говоря, им несколько уступает. И здесь бизнес и политика тесно переплетены, выгода ищется во всем. Вспомним, как отменили запрет на чартерные перевозки в Турцию, введенный в конце 2015 года после того, как в Сирии турецким истребителем был сбит российский военный самолет Су-24. Мораторий был снят уже в августе 2016 года и не только из-за извинений Эрдогана — Москва получила гораздо большее в политическом и экономическом плане, она получила стратегического союзника в регионе. А вы говорите «турысты».

Прогнозы по открытию для авиасообщения с Египтом и Грузией на 2020 год довольно оптимистичны. Процедура восстановления, как предполагается, начнется уже с весны. Формальности с проведением проверок по вопросам авиационной и прочей безопасности завершены, в Хургаду и Шарм-эш-Шейх самолеты могут полететь уже в апреле-мае. И здесь в какой-то степени, как ни может показаться странным на первый взгляд, положительную роль сыграл… коронавирус. Дело в том, что из-за пугающей весь мир болезни, известной еще как 2019-nCoV, резко снизилось количество авиаперевозок российских авиакомпаний не только в Китай, но и в большинство стран азиатского региона. Авиакомпании уже терпят колоссальные убытки, которые пока нечем компенсировать. В этой ситуации выходом может стать именно возобновление авиасообщения с запрещенными странами. Не было бы счастья, да несчастье помогло.

А мы что? Куда летают самолеты, туда и мы полетим. Выбора-то нет. Так что, здравствуй Египет!

(Visited 40 times, 1 visits today)
Loading...