Loading...

В. Алкснис: Идея с Госсоветом рассыпалась, Путин решил остаться на посту президента

Депутатам придется быть суперлояльными Кремлю, чтобы не лишиться мандатов

Президент может получить новое основание для роспуска Госдумы. Если депутаты трехкратно не утвердят более 1/3 состава правительства — им придется сложить мандаты. Такое предложение озвучил на заседании рабочей группы по поправкам в Конституцию председатель комитета ГД по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.

Loading...

Он напомнил, что в поправках предлагается наделить Госдуму новыми полномочиями по утверждению всех членов кабмина, кроме силового блока. Но остается досадный пробел: непонятно, как быть главе государства, если Дума вдруг заартачится, и откажется утверждать внесенные кандидатуры.

Поправка Крашенинникова этот пробел ликвидирует. Де-факто, в случае проявления несговорчивости слугам народа придется подыскивать другую работу. Надо думать, мало кого из депутатов такая перспектива согревает. Это значит, при подретушированной Конституции парламентарии будут с энтузиазмом голосовать за любой состав правительства, а в перерывах сидеть ниже травы.

Напомним, по действующему законодательству президент может распустить Думу всего в двух случаях. Первый — если депутаты трижды отклонят кандидатуру премьера, которую внес президент (пока у нас парламент утверждает лишь кандидатуру главы правительства). Второй случай — президент имеет право распустить Госдуму и объявить повторные выборы, если Госдума в течение трех месяцев высказывает повторное недоверие правительству.

Loading...

Новая поправка делает Думу еще менее влиятельной и более уязвимой. Дело в том, что изменения в Основной закон предусматривают возможность увольнения одного премьера без отставки всего правительства.

Сейчас этом в случае — отставки главы кабмина — «с нуля» запускается процесс формирования нового правительства. Кандидатура нового премьера вносится президентом в Госдуму, после утверждения он в недельный срок должен представить президенту предложения о структуре правительства и кандидатов на посты вице-премьеров и министров.

Поправки дают президенту возможность уволить одного и назначить (после утверждения в Госдуме) другого премьера без изменения структуры правительства и без назначения новых вице-премьеров и министров. Такому премьеру придется работать с той структурой и с теми министрами, которые достались ему от предшественника. Менять структуру и увольнять министров может только президент, а премьер (по букве поправок) не сможет даже инициировать их увольнение.

То есть, изначально, согласно поправкам, выходило так: однократно помучившись с Госдумой при утверждении состава правительства, президент получает карт-бланш, и может менять премьеров как перчатки.

Теперь же, после поправки Крашенинникова, мучаться с Госдумой вообще не придется. Надо думать, угроза роспуска сделает ее предельно сговорчивой.

Такое новое усиление позиции президента заставляет думать, что Владимир Путин, действительно, никуда уходить с президентского поста не собирается. По мнению ряда аналитиков, нынешний впечатляющий, запредельный объем власти главы государства просто не может быть передан Путиным кому-то по наследству.

Так что, не исключено, после референдума по поправкам Конституционный суд придет к выводу: объем изменений в Основной закон настолько велик, что обновленная Конституция — это новая Конституция. Раз так, Владимир Путин получит возможность избраться еще на два срока — на этот раз предельные.

— Конституция должна регулировать все ключевые взаимоотношения, и действительно возникает вопрос: что делать, как будет функционировать правительство, если гипотетически допустить, что Дума не утвердила большое количество министров? — отмечает заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы Юрий Афонин. — Гипотетически, повторюсь, такая история возможна. И суть поправки, которая была внесена Павлом Крашенинниковым — в случае, если треть правительства не будет утверждена, президент имеет право распустить Госдуму.

Скажу сразу: наша позиция — представителей КПРФ — эта норма избыточна. Мы считаем, если есть опасения, если нужна норма, которая отрегулирует ситуацию утверждения правительства — можно говорить о планке 50%: половине неутвержденных членов кабмина, а не трети. На наш взгляд, это логично: если правительство не сформировано хотя бы наполовину, оно не дееспособно.

Добавлю, КПРФ считает, что давать президенту дополнительные возможности для роспуска Думы — неправильно. Мы как партия против таких предложений.

«СП»: — Как теперь, после поправки Крашенинникова, выглядят контуры транзита?

— Думаю, этого никто не скажет сейчас определенно. Мы не понимаем пока, как федеральным законом будут закреплены полномочия Госсовета, какой будет окончательная балансировка конституционных органов власти в рамках обновленной Конституции — процесс еще идет. Так что я бы не стал торопиться с выводами.

— Истинный смысл телодвижений с изменениями Конституции знает только Путин и его ближайшее окружение, — уверен депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — Потому что, с точки зрения здравого смысла, затеянная Кремлем конституционная реформа не стоит выеденного яйца.

Казалось бы, у партии власти — конституционное большинство в Думе, у президента Путина — впереди еще четыре года до окончания полномочий. Ничего чрезвычайного в стране не происходит, если не считать риска эпидемии коронавируса.

И в это время, тем не менее, Кремль начинает операцию по транзиту власти.

Я бы понял замысел, если бы устояла первоначальная гипотеза: Путин собирается стать председателем Госсовета, превратить его в главный орган власти страны, и остаться на этом посту пожизненно.

Но, видимо, замысел с Госсоветом провалился. Чтобы сделать его органом власти, необходимо вносить изменения в первую главу Конституции. На это, видимо, Кремль не решается.

«СП»: — Почему вы думаете, что Кремль на ходу корректирует план транзита?

— А иначе зачем продляются сроки работы над поправками? Рабочая группа интенсивно трудится, рассматривает чуть ли не сотни поправок. Все это означает, что вокруг транзита идет какая-то подковерная игра.

Но я, несмотря на 30 лет в политике, смысла этой игры не улавливаю. Да его, думаю, не улавливают даже самые осведомленные депутаты Госдумы. Иначе давно бы прошли утечки, и стало бы ясно, для чего это делается.

Но ясности нет — такое впечатление, что администрация президента шарахается из стороны в сторону. До добра это, я считаю, не доведет.

«СП»: — Поправка Крашенинникова укрепляет позиции президента?

— Если бы Кремль держался плана с Госсоветом, ему следовало бы поправками ослабить позиции президента РФ, отобрав у него часть полномочий, и передать их Госдуме. Это привело бы к тому, что президент и Госдума регулярно грызлись бы друг с другом. А верховным арбитром, разрешающим все споры, стал бы председатель Госсовета — Владимир Путин.

В этой комбинации, повторюсь, была логика. Но с Госсоветом не вышло, и Путин, не исключаю, решил вернуть ситуацию на круги своя. То есть, еще более усилить поправками власть президента — и остаться на этом посту.

По сути, поправка Павла Крашенинникова еще сильнее укрепляет президентскую вертикаль — дает в руки главы государства кнут для депутатов Госдумы. Хотя, казалось бы, нет никаких претензий и к нынешнему депутатскому составу: Дума послушна, и воспринимается практически как отдел по голосованию при администрации президента.

Новая поправка этой ситуации кардинально не меняет. Но, возможно, в Кремле исходит из того, что кнутом Думу не испортишь — как кашу маслом.

(Visited 314 times, 1 visits today)
Loading...