Воздушная тревога: Украина собралась арестовать 65 российских самолетов

Запад ради прибылей не даст Киеву заблокировать наши авиалайнеры

Украинский суд заочно арестовал 65 российских самолетов за полеты в Крым. Об этом сообщила так называемая «прокуратура автономной республики Крым», входящая в состав Генпрокуратуры Украины и расположенная в Херсоне.

Loading...

В сообщении ведомства указывается, что самолеты принадлежат 40 российским авиакомпаниям. Их список не приводится. Лайнеры названы «нарушителями порядка въезда и выезда из оккупированного полуострова».

О том, как Киев собирается исполнять решение суда, информации нет.

Эксперт авиаотрасли, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров считает, что только юридическими методами Киев своего не добьется.

— В течение последних пяти лет Россия получила со стороны Украины не только данный арест 65 самолетов, но и множество угроз предъявления иска по поводу ущерба, который Москва нанесла Киеву из-за, как они говорят, аннексии Крыма. И пока это все остается только на словах.

Украэрорух регулярно выписывает штрафы (107 тысяч постановлений — авт.) российским авиакомпаниям за то, что они «незаконно пересекают воздушное пространство Украины» — летают в Крым. Эти штрафы копятся, но никто их не платит. Это можно сделать только на Украине.

То же самое и с самолетами. Наложить на них арест можно только на ее территории. Но наши авиакомпании ни на Украину, ни над ее территорией не летают. Поэтому у Киева такой возможности нет. Разве что Украина обратится к третьим странам. Но нужно будет решение их судов.

«СП»: — А третьи страны могут признать, что Киев прав?

— Дело в том, что российским авиакомпаниям эти самолеты не принадлежат. Они принадлежат иностранным лизинговым структурам. По сути, эти самолеты в аренде. И более того, зарегистрированы они в офшорах с англо-саксонской правовой системой. Например, -на Бермудах и им подобных безналоговых гаванях.

Поэтому ущерб от ареста будет нанесен не столько российским авиакомпаниям, сколько владельцам лизингодателям. Ведь лайнеры будут выведены из оборота. Их владельцы и так сейчас страдают из-за пандемии. Авиакомпании летают меньше. Вторичный рынок сейчас в ужасном состоянии. Самолетов переизбыток. И в случае ремаркетинга их даже некуда пристроить.

Так что Украине будет сложно доказать свою правоту. Владельцы самолетов будут сопротивляться всеми способами. Поэтому пока России ничего не угрожает. Арест наших самолетов — это, скорее, задел для будущих разборок. Киев собирает комплекс претензий, которые как-нибудь можно будет предъявить.

«СП»: — Мир стремительно меняется. То, что невозможно сегодня, может случиться завтра…

— Действительно, в том, что касается России, западная правовая система порой демонстрирует совершенные чудеса. Надо учитывать, что сейчас горячая фаза холодной войны. Нас в открытую прессуют на всех фронтах. Поэтому Киев надеется этим воспользоваться. Но думаю, владельцы самолетов будут энергично биться за свои доходы — лизинговые платежи.

«СП»: — Опять надеяться на кого-то. А что Москва может сделать в ответ, чтобы охладить пыл Киева? Закрыть свое воздушное пространство?

— Дело в том, что украинские авиакомпании сейчас тоже не летают над Россией. Полеты между странами регулируются межправительственными соглашениями, а там обычно оговаривается паритетная основа. Сколько вы к нам летаете, столько и мы к вам. Но раз России закрыли полеты, мы тоже закрываем в ответ.

Причем запрещены также пролеты над территориями. Нам неудобнее всего летать в Болгарию. В Турцию, Грецию или Кипр просто облетаем Украину. А в Западную Европу мы летаем через Белоруссию. Украинским же авиакомпаниям неудобнее всего летать в Юго-Восточную Азию. Приходится делать гигантский крюк. Причем облетать приходится и Крым.

Председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов подчеркнул, что Россия обустроила воздушное движение в зоне Крыма в соответствие с действующими международными правилами.

— Установить эти 65 самолетов Украине не составляло труда. Система так устроена, что когда летит самолет, он автоматически сообщает свой номер. Они эти номера собрали, прокуратура подала в суд, а суд принял решение. Итог: 65 самолетов арестовано. Указано, что они принадлежат 40 авиакомпаниям. Это значит, что ситуация коснулась практически всех российских авиакомпаний, которые летали в Крым. Их зафиксировали как нарушителей.

«СП»: — Но Крым же наш…

— Де-факто Крым российский. Де-юре это случилось после референдума, на котором 96−97 процентов крымчан проголосовали за переход полуострова в состав РФ. Но на Украине принадлежность Крыма в законах отменена не была. Поэтому для них де-юре полуостров остается украинским. Поэтому их суд формально прав, когда рассмотрел ходатайство прокуратуры о нарушении воздушного пространства и порядка полетов российских авиакомпаний над территорией их государства.

«СП»: — И как теперь быть?

— Главное, чем могла возмутиться ICAO (Международная организация гражданской авиации) — это отсутствием надлежащего контроля воздушных судов в воздушной зоне Крыма. Но наша российская сторона приняла в свое время очень грамотное и необходимое решение об организации на полуострове специального центра управления полетов, наряду с другими такими же центрами от Камчатки до Калининграда.

Это значит, что в Крым получили возможность летать не только наши самолеты, но и лайнеры любой другой страны мира, которая имеет с Россией правительственное соглашение. Турция, Иран, Англия, Франция, Соединенные Штаты и т. д. То есть эта проблема была снята. Хотя Украина некоторое время кочевряжилась, чтобы показать, что воздушное пространство никем не управляется. Они хотели на этот факт опираться, но не вышло. Всё строго по правилам ICAO.

Кроме того, Киев оспаривал принадлежность крымских аэропортов. По их документам они принадлежат Украине. У нас же все аэропорты приняты в нашу аэропортовую когорту, имеют необходимый, в том числе международный, статус. И открыты для всех стран, имеющих с нами межправительственное соглашение. Многие страны сейчас летают в Крым. Хотя и не все. Но главное — и с аэропортами у нас все сделано в строгом соответствии с требованиями ICAO.

По мнению адвоката Дмитрия Аграновского, юридические аргументы в международных спорах полезно подкреплять силовыми.

— Ни одна страна не рискнет это судебное решение исполнять. Для этого нет никаких оснований. Это решение не обладает экстерриториальностью. Оно чисто декоративное, недалекое, вполне в духе того абсолютно временного режима, который существует на Украине. Так что опасаться его нечего. А если власти в Киеве попытаются что-то предпринять, то надо в ответ предпринять жесткие меры. С ними надо говорить также жестко, как это делает, например, Лукашенко, отвечающий на санкции еще более сильными мерами.

Я сожалею, что Россия вынуждена заискивать перед бандеровским режимом, который устроил на Украине государственный переворот. Ни в коем случае не следовало его признавать, устанавливать дипотношения. Наоборот, надо было установить самые жесткие санкции. Но, увы, диктует законы и определяет политику бизнес, а не Русский мир. Поэтому мы как страна терпим, как этот клоунский режим куражится, коленца вытанцовывает… Вроде этого нелепого с точки зрения права решения.

«СП»: — Кажется, политические причины происходящего важнее юридических…

— Запад понимает только силу. В Советском Союзе он эту силу видел и уважал. Поэтому такие претензии по имуществу были исключены. А у России в последние 25−30 лет они силы не видели. Сейчас только понемногу начинают признавать. Поэтому разговаривать с ним надо вежливо, но твердо давать понять, что стоит им только прикоснуться к нашему самолету, как последует жесточайший ответ. Только такое обращение прочищает им мозги.

(Visited 200 times, 1 visits today)
Loading...