На краю мира: Кому принадлежит Антарктида

В этот день 1 декабря 1959 года был заключен Договор об Антарктике, предусматривающий ее демилитаризацию и использование в исключительно мирных целях. Спустя 61 год, Антарктида по-прежнему принадлежит пингвинам, тюленям и немногочисленным сотрудникам научных станций, что не мешает тысячам туристов стремиться за южный полярный круг, а некоторым странам даже претендовать на кусочек ничейного материка. Что сейчас происходит в Антарктике, расскажет специальный корреспондент Общественной службы новостей в Аргентине.

Полярники

Loading...

В марте этого года, когда пандемия начала стремительно захлопывать государственные границы, а сводки о новых случаях заражения распространялись по всем каналам, в соцсетях разошлась картинка со спасателями, фотографирующимися на фоне масштабного пожара, и подписью: весь мир и кучка ученых, застрявших в Антарктиде.

Должно быть, именно так чувствовал себя зимовочный состав пяти российских станций, где на зимовку, которая на крайнем юге длится с мая по сентябрь, обычно остается около сотни человек. На самом холодном континенте планеты нет постоянного населения, но любая страна в научных целях имеет право создать свою станцию южнее 60° южной широты. На сегодняшний день таких станций больше восьмидесяти: как действующих, так и заброшенных.

Единственная используемая Россией в настоящее время внутриконтинентальная антарктическая станция — Восток. Она была основана 16 декабря 1957 года и работает до сих пор. Куда более известная антарктическим туристам российская станция «Беллинсгаузен» находится на острове Кинг-Джордж и соседствует со станциями Китая, Чили, Уругвая, Аргентины, Бразилии, Перу, Южной Кореи и Польши. Направляясь в гости, здесь так и говорят: «сгоняю в Уругвай» или «схожу в Китай».

Вплотную к нашей станции прилегает чилийская «Фрей», больше похожая на небольшое поселение. Чилийцы переезжают на станцию семьями, потому в самых южных широтах появились детский сад и школа.

Статус

Между тем, продолжается работа как на антарктических станциях, так и над ними. В последние годы такие страны как Китай, Великобритания и Бразилия озаботились не только их техническим оснащение, но и внешним видом. Главный редактор журнала Polar Journal и автор книги «Китай как великая полярная держава» профессор Анна-Мария Брэйди объясняет это тем, что антарктические станции стали своеобразными «посольствами на льду».

«Станция – это знак, что у государства есть интересы в Антарктике. Символ статуса», — считает она, подчеркивая, что эти интересы могут быть сугубо научными. При этом важно учитывать, что мораторий на добычу в Антарктике полезных ископаемых закончится уже через сорок лет, и каждый готовится к тому, что его не продлят.

Сегодня эти яркие здания ставят на лед точно так же, как в эпоху открытий первооткрыватели втыкали в снег флаги своих стран, считают эксперты. Впрочем, некоторые страны на этом не остановились. В сентябре этого года, под шумок второй волны коронавируса, аргентинский конгресс абсолютным числом голосов проголосовал «за» утверждение новой карты страны, согласно которой внушительная часть Антарктиды закрепляется за Аргентиной. Соседние страны, и прежде всего Чили и Великобритания, видят в этом агрессию и разжигание геополитического конфликта.

Теперь территория Аргентины простирается до точки Южного полюса в Антарктиде, что позволяет стране официально считаться «двухконтинентальной», а самый южный город планеты теперь стал центром страны. Отныне Ушуайя — столица не только спорных Мальвинских (Фолклендских) островов, но и «Аргентинской Антарктиды». Провинция Огненная Земля уже внесла изменения в названия муниципальных органов и даже успела заменить таблички на зданиях.

Туристы

Интерес страны к новым землям на юге легко объясним — туристическими круизами в Антарктику живет и кормится архипелаг Огненная Земля, разделенный между Аргентиной и Чили. Все корабли выходят из порта города Ушуайя — самого южного на планете — и проходят через пролив Дрейка. Он отделяет Огненную землю от Антарктиды и считается одним из самых опасных в мире из-за сильных штормов.

За проливом начинается другой мир. Каждый день, а порой и дважды в день, корабль делает остановки у главных достопримечательностей Антарктики: у лежбищ тюленей и стоянок пингвинов. Заходят корабли и на станции: для туристов это возможность узнать больше о работе ученых, взглянуть на окружающую фауну новым взглядом. И, конечно, отправить домой открытки с полярной почты.

В этом году туристический сезон так и не начался — город стоит притихший, сувенирные магазины закрыты до лучших времен, а в порту не кучкуются корабли. В новой столице Антарктиды также безлюдно, как и на самом континенте.

(Visited 5 times, 1 visits today)
Loading...