Отдохнуть от Турции можно на Алтае

Власти обещают, что новый нацпроект расширит возможности для путешествий по стране

Подготовка нового нацпроекта «Туризм и индустрии гостеприимства» находится в финальной стадии, сообщил журналистам вице-премьер Дмитрий Чернышенко. По его словам, до конца марта нацпроект внесут на рассмотрение в Президиум совета при президенте РФ.

Главные задачи нового нацпроекта — увеличение количества путешествий по России к 2030 году с 65 млн. до 140 млн. в год, создание 4,7 млн. новых рабочих мест, обеспечение экономического роста за счёт мультипликативности туротрасли.

В проект паспорта нацпроекта включены около 600 туристических проектов по всей стране, начать планируется с Дальнего Востока и Крыма. Кроме того, благодаря нацпроекту планируется ежегодно увеличивать объем детских поездок и уже к 2024 году довести эту цифру до 1,5 млн.

«Чтобы каждый ученик средней школы мог хотя бы раз в год поехать отдыхать по стране, а в идеале совершал две поездки: одну — на море, вторую — культурно-познавательную», — сказал Дмитрий Чернышенко.

До конца этого года на отдых внутри страны планируется отправить 300 тысяч детей.

Планов громадье, перспективы радужные, вот только, как подсчитала аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, потребительские расходы россиян в 2020 году снизились на 9% по сравнению с 2019 годом, что стало максимумом с 2015 года. То есть на отдых, который предметом первой необходимости точно не является, денег у многих россиян может просто не хватить, да и не хватает, о чем ранее «Свободной прессе» заявляли и некоторые эксперты.

Ростуризм, правда, запускает очередной этап туристического кэшбэка. По словам главы ведомства Зарины Догузовой, условия прежние: туристу на карту вернётся 20% процентов стоимости тура или проживания, в максимуме — 20 тысяч рублей, оплатить поездку необходимо карточкой МИР.

«На 3 этапе у нас участвует в программе на 40 процентов больше партнёров, около 3,5 тысяч отелей и туроператоров, а также агрегаторов услуг», — отметила она.

Воспользоваться кэшбэком можно уже на майские праздники.

Профессор кафедры менеджмента и сервиса Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Галина Дехтярь отмечает, что национальные проекты направленны на развитие внутреннего туризма и его инфраструктуры. Для этого разработан комплекс мер.

— Когда мы говорим о путешествии, то первым всплывает понятие «дорога». Строительство дорог вокруг всех городов нашей страны сейчас активизировалось, транспортная доступность повысилась, но до каких-то серьезных памятников истории и культуры сейчас бывает сложно добраться.

Появились стандарты создания придорожной инфраструктуры, потому что самый быстро развивающийся сейчас вид туризма — автомобильный. Здесь минимальные затраты. Проектом востребовано строительство площадок для кемпингов и т. п.

Программа кэшбэк дает возможность людям получить «возвратные деньги».

Еще один аспект — появление новых чартерных программ туроператоров внутри страны — Алтай, Байкал и т. д. Если брать расчеты, то получается, что программы, направленные на путешествия в регионы, которые далеки и дороги для самостоятельного путешествия, дают минус 30%. При этом введены дотации на авиационные перевозки.

Сейчас все классифицировано, остается охватить нормативами частный сектор. Накануне сезона идет обсуждение как регулировать рынок аренды жилья, чтобы это было легализовано и приносило доход бюджету, а, с другой стороны, арендодатели обеспечивали санитарию, пожарную безопасность и т. д.

«СП»: — А что с въездным туризмом?

— Сейчас активно идут разговоры о «Спутник-турах», чтобы иностранные гости могли приехать и сделать прививку. Для нас это выгодно, так как один турист дает 3−4 рабочих места, это валюта. Уже разработана анкета для электронной визы, которая требует небольшой доработки.

«СП»: — В числе первых направлений развития Дальний Восток. Но только перелет из Москвы и других западных регионов страны на Дальний Восток влетит в копеечку. Так каковы перспективы этого направления?

— Конечно, надо развивать регионы. Во Владивосток чаще приезжают китайцы и японцы. Нам далеко и дорого. Поэтому введены субсидии на авиабилеты. Если сейчас посмотреть цены, можно найти ниже, чем было несколько лет назад до введения субсидий.

Кроме того, пример появления чартеров на Байкал или Алтай показал, что люди поехали. Значит, есть интерес к регионам страны. Но все прекрасно понимают, что ближе долететь до Турции, чем до Владивостока.

Многие не любят длинных перелетов. Поэтому часть людей туда просто не полетит. Но, например, студенты чартерами с удовольствием бы полетели, если бы были удобоваримые цены. Правда, керосин не может быть дешевым.

«СП»: — Но ведь и само пребывание на Камчатке или Сахалине очень дорого, при этом сервис оставляет желать лучшего.

— Это действительно дорого: 100 с лишним тысяч стоит тур на одного человека на Камчатку.

«СП»: — То есть позволить себе это могут единицы жителей европейской части страны.

— Поэтому и надо говорить о развитии территорий с точки зрения транспортной доступности. Мы это оценили во время прошлого летнего сезона, когда часть людей полетела самолетами, а часть поехала на личном автотранспорте. Мы увидели увеличение транспортного потока именно отдыхающих.

Все строящиеся дороги нуждаются в развитии придорожной инфраструктуры — питание, туалеты. Даже если взять трассу Москва-Петербург, то ближе к Москве что-то есть, те же заправки, а дальше оставляет желать лучшего.

«СП»: — Многие россияне, путешествовавшие в минувшем году по родной стране, отмечают низкий уровень сервиса при высоких ценах, особенно это касается курортов. Многие считают, что дешевле и комфортнее слетать в Турцию. Есть надежда, что у нас ситуация изменится в лучшую сторону?

— Психология должна быть перестроена. Если сейчас Москва и Петербург говорят «я работаю в сфере услуг», то говорят об этом спокойно, в этом нет никакого ущемления достоинства. А говоря например, о Крыме, надо учитывать, что психология еще полностью не изменилась в этом плане.

Я участвовала в программе, которая была посвящена сдаче жилья частниками в наем (комнаты или нескольких), все стоит денег, а сервиса никакого нет. В ситуации Крыма, и мы это понимаем, классификацией занимаются крымские специалисты, поэтому возможны какие-то поблажки, преференции, поскольку надо развивать территорию. Там проводится обучение персонала и т. д. Но обучение — это одно, а воплощение в жизнь — другое.

Я 26 лет занимаюсь проверкой бизнеса и вижу, как у нас изменилось отношение, стандарты обслуживания и другое. Можно отметить, что Сочи по сервису на порядок выше. Но Сочи уже вымуштрованы 2014 годом, когда они были поставлены в рамки работы на высоком уровне.

«СП»: — Сколько понадобиться времени, чтобы нацпроект по туризму заработал реально?

— Зависит от экономической ситуации в стране. Все перестроились, начинают возобновлять работу. Думаю, проект заработает, потому что люди охочи к перемени мест. С 18 марта начинается реализация третьего этапа программы кэшбэк. Она существенно повлияет на развитие территорий, кластеров. Но неизвестно как долго это будет продолжаться. Если это будет как раньше — на неделю, то это несерьезно.

Руководитель комитета по внутреннему туризму АТОР Илья Уманский также заметил, что нацпроект нацелен на развитие инфраструктуры. Которая, по его мнению, является фундаментальной проблемой нашего туризма.

— Из-за отсутствия достаточной конкуренции в этой части и формируются все проблемы, связанные и с высокими ценами, и с недостаточным сервисом. Именно конкуренция может решить эти ключевые проблемы. Нацпроект нацелен на привлечение инвесторов, формирование инвестпривлекательности, развитие новых проектов, строительство гостиниц и т. д.

«СП»: — Доходы россиян падают и путешествия становятся все больше не по карману. Поедут ли?

— Доходы падают, но туристы путешествуют по родной стране. По России ежегодно путешествует более 60 млн. человек. Это гораздо больше, чем выезжает за рубеж. Для экономики страны это очень ценно, так как деньги не вывозятся за рубеж, а остаются в экономике. Кроме того, это сотни тысяч и даже миллионы рабочих мест, так как туризм обладает уникальным мультипликативным эффектом: задействовано много отраслей — транспорт, гостиницы, общепит, народные промыслы и прочее.

В нашей стране доход от туризма, вклад в ВВП ничтожно маленький по сравнению с развитыми странами. Для изменения ситуации необходимо развитие этих проектов. Если посмотреть последние 10 лет, то инвесторы не особенно вкладывали в строительство гостиниц, курортные гостиницы практически не строили. Только к Олимпиаде в Сочи. Причина в том, что это сложный бизнес, с длительным периодом окупаемости. Задача нацпроекта — сделать этот бизнес более привлекательным.

(Visited 134 times, 1 visits today)