Армии не хватает самолетов

Смогут ли на авиазаводе «Авиастар» повысить производительность труда в шесть раз?

На Ульяновском авиационном заводе «Авиастар-СП» начала действовать производственная поточная линия с цифровым управлением для сборки военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А. На новой производственной линии уже построен первый самолет с серийным номером 0206.

Событие отрадное. Вооруженные силы крайне заинтересованы в этом самолете, который является глубокой модернизацией ветерана ВТА Ил-76, эксплуатирующегося с 1975 года.

Однако с 2016 года Ил-76МД-90А производится со скоростью двух-трех машин в год. И это при том, что «Авиастар-СП» имеет подписанный в 2012 году контракт, по которому он был обязан построить 39 самолетов к концу 2021 года. Увы, если скорость производства останется на прежнем уровне, то Министерство обороны сможет получить заказ полностью в начале 30-х годов.

В 2017 году контракт стоимостью 140 млрд. рублей был пересмотрен. «Авиастар» заявил, что при калькуляции расходов на производство были допущены серьезные ошибки. В результате чего производство Ил-76МД-90А убыточно, закупочная цена Министерства обороны не покрывает всех расходов. Комиссия Минобороны согласилась с этим. Было принято Соломоново решение.

До 2020 года завод строит 13 самолетов по прежним, убыточным, ценам, получая за каждую машину 3,6 млрд. рублей. С 2021 года начинает действовать новый контракт на 14 самолетов, которые необходимо построить до 2028 года. И каждую эту машину Минобороны покупает за 5 млрд. рублей. То есть в результате получилось, что за те же самые 140 млрд. рублей «Авиастар» построит меньшее количество самолетов.

С вводом конвейерного производства резко возросла производительность труда, и ожидается, что ежегодный выпуск самолетов повысится до 10 в среднесрочной перспективе, а впоследствии и до 18. Но при этом возникает вполне естественный вопрос: сможет ли «Авиастар» поднять производительность труда в шесть раз, выпуская в год 18 самолетов вместо нынешних трех.

Поточная линия состоит из десяти функциональных зон, в каждой из которых выполняется свой технологический процесс — стыковка элементов фюзеляжа, крыльев, хвостовой части, установка двигателей и авионики. Широко использованы цифровые и лазерные технологии, позволяющие соединять крупные секции планёра с точностью до десятых долей миллиметра. И это при том, что самолет имеет гигантские габариты — длина фюзеляжа — 46,6 м, высота — 14,7 м, размах крыла — 50,5 м, площадь крыла — 300 кв.м.

Подсчитано, что новая сборочная линия снижает трудоемкость сборки самолета на 38%. Что приводит к сокращению времени сборки каждого самолета.

Работы по модернизации Ил-76 начались в ОКБ Ильюшина в 2006 году. В 2012 году новый самолет совершил первый полет. После прохождения государственных испытаний он был допущен к серийному производству, которое было развернуто в 2016 году. Однако назвать его серийным довольно непросто в связи с низкой производительностью завода.

И вот теперь следует ожидать резкого наращивания темпа производства.

Ил-76 после модернизации стал современным самолетом, который удовлетворяет всем требованиям, которые в настоящее время предъявляются к военно-транспортным самолетам тяжелого класса. В его конструкции широко использованы композиционные материалы. Например, крыло стало легче на 2700 кг, чем у Ил-76.

Устаревший двигатель Д-30КП-2 заменен на двигатель пермского завода ПС-90А-76. При этом он на 20% экономичнее. Также он имеет тягу на 20% больше, чем у Д-30КП2. А дальность самолета возросла на 18%.

Грузоподъемность возросла с 48 тонн до 60 тонн. Количество перевозимых десантников — 126.

Заменена практически вся авионика. Введена «стеклянная кабина», вся необходимая для пилотирования информация выводится на девять многофункциональных экранов. Установлен новый навигационный комплекс, аппаратура цифровой связи. Специальная аппаратура обеспечивает высокую точность десантирования как личного состава, так и военной техники, входящей в состав частей ВДВ.

Самолет оснащен эффективным комплексом самообороны. Он позволяет уводить в сторону зенитные ракеты, имеющие любой способ наведения на цель — радиокомандный, лазерный и от головок самонаведения всех типов, радиолокационных или тепловых.

Существенно возросла и дальность полета. При полной 60-тонной загрузке она достигает 4000 км. При 48 тоннах — 5500 км, при 40 тоннах — 6500 км, при 20 тоннах — 8500 км. Перегоночная дальность — 9700 км.

Хотелось бы надеяться, что дело не ограничится 27-ю самолетами, запланированными в двух контрактах. Потому что у Вооруженных сил очень значительная потребность в этих самолетах. Перед началом государственных испытаний чиновники Минобороны заявляли о необходимости строительства двухсот Ил-76МД-90А. Они необходимы для Военно-транспортной авиации, где эксплуатируется сотня Ил-76, которые необходимо заменять в связи с приближением выработки ресурсов.

Но этот самолет ждут не только в ВТА. На его базе создан самолет-заправщик Ил-78М-90А. Предполагалось, что к 2025 году будут закуплены 14 новых заправщиков. Однако уже сейчас можно сказать, что их будет гораздо меньше. Потому что сейчас в строю ВВС находится только один Ил-78М-90А. Потому что в условиях острого дефицита пришлось буквально выбивать его с боем. А парк этих самолетов (сейчас эксплуатируются 15 машин советской постройки) необходимо расширять в связи с тем, что география полетов российской авиации существенно расширилась за счет Ближнего Востока и Арктики.

Ил-78М-90А — самолет универсальный. Его можно использовать и как транспортный самолет — все необходимое оборудование на борту имеется. Надо лишь демонтировать в аэродромных условиях топливные баки, расположенные внутри грузовой кабины. Может он использоваться и для тушения пожаров, выливая на горящие леса и торфяники 60 тонн воды.

С боем выбивали новый транспортник для самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-100 «Премьер». В Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г.И.Бериева его создают на базе Ил-76МД-90А, оснащая радиоэлектронной аппаратурой, разработанной в концерне «Вега». Эти самолеты крайне необходимы для существенного увеличения эффективности истребительной авиации. Их необходимо для ВВС хотя бы полтора десятка, чтобы заменить устаревшие самолеты ДРЛОиУ А-50. Но он такой хороший пока лишь один. Да и то пока не принят на вооружение, совершая нечастые испытательные полеты.

(Visited 2 times, 1 visits today)