Учебники ненависти к России для средней и высшей школы Средней Азии

Как известно, основу воспитания человек получает в детстве, воспитываясь в семье и в культурной традиции своего народа. Но не меньшее влияние на формирование личности оказывает школа и то, чему в ней учат. Хорошо, если добру и дружбе с соседями. А если замаскированной псевдоисторическими мифами примитивной русофобии с националистическим уклоном?

Начав недавно анализировать содержание учебников истории ряда «постсоветских» республик, невольно приходишь к странному выводу. Казалось бы, их пишут разные авторы для разных народов с разной ментальностью и культурой. Но при этом все они в разных странах неизменно оказываются написанными примерно по следующей примитивной схеме:

Наш свободолюбивый народ враждовал с русскими чуть ли не от сотворения мира.
При этом мы когда-то были великими и самодостаточными, но пришли русские и всё нам испортили.
Всё это время (что при Российской Империи, что при СССР) русские нас угнетали, грабили и «геноцидили», мешая развиваться. Но народ наш, не прекращая борьбы с этими колонизаторами и оккупантами, всё-таки добился (разумеется – благодаря исключительно себе) больших успехов. А «освободившись», добьётся ещё больших.
«Чему нас учат семья и школа»?
Про то, чему учат учебники Азербайджана и Грузии, мы уже писали. Странно, что у обоих народов, различных по крови, религии, культуре и истории, они сделаны словно под копирку – по приведённой выше схеме. Но может быть, всё дело – в территориальной близости? Ведь обе республики находятся в Закавказье… Оказывается, нет. Чтобы убедиться в этом, достаточно перенестись в «постсоветскую» Среднюю Азию и посмотреть, чему учат детишек там.

Согласно версии узбекских историков, развитие туркестанских ханств отличалось до начала XVIII относительной стабильностью и благополучием. Короче, всё у них там шло нормально, и только приход русских всё испортил. При этом учебник сообщает, что «истоки российского завоевания Туркестана уходят во времена Петра I, когда в 1717 году двухтысячный отряд русских солдат во главе с Бекович-Черкасским вторгся на территорию Хивинского княжества, но был уничтожен правителем Хивы Шергази-ханом».

Речь здесь о географической экспедиции Бековича из 2000 человек, направленной для изучения прилегающих с юга к России территорий. Напавшие на них сдуру хивинцы были разбиты в хлам, после чего Шергази-хан попросил Бековича распределить свой отряд на постой по разным городам, ибо бедное ханство якобы не могло прокормить всех сразу. Русские поверили и разошлись, чтобы не создавать проблем местному населению. После чего были повсеместно внезапно атакованы ханскими войсками и поголовно вырезаны. Таков был первый «контакт цивилизаций», и полтора века русские в эти дикие земли не ходили.

Какой же была Средняя Азия на самом деле? Когда Россия пришла туда в середине XIX века, на территории нынешнего Узбекистана, самой населённой «постсоветской» республики региона, имелся Бухарский эмират и два ханства – Хивинское и Кокандское. Также имелось несколько полунезависимых городов-государств: Шахрисабз, Кангар, Джизак, Арал, Кундуз, Куляб, Балх и др. Все враждовали и резались со всеми, сжигая дома и вытаптывая урожаи. Экономика была в упадке. Что касается культуры и экономики, то Средняя Азия застряла где-то на уровне XIII-XIV веков. Когда горе-историки вспоминают о блестящей восточной культуре времён Тамерлана, о великих учёных и поэтах, они «забывают» сказать, что вся культура, наука, астрономия, медицина, поэзия и прочие действительно великие достижения того периода остались к середине XIX века в далёком прошлом. Блестящая в прошлом цивилизация напоминала Рим «тёмных веков» после разграбления его варварами.

Страшная бедность, дикий упадок и беспросветная эксплуатация населения дополнялись «духовным феодализмом» со стороны местного духовенства, владевшего землями, торговыми лавками и многим другим. Образование, помимо «мектабов» (аналог наших церковно-приходских школ) и «медресе» (аналог семинарий), отсутствовало полностью. Из-за практически полного отсутствия образованных людей не могли развиваться наука и промышленность. При отсутствии медицины смертность от болезней была огромной, и не вымерли предки нынешних узбеков исключительно благодаря высокой рождаемости.

Зато захват рабов и работорговля (особенно преуспевало в этом Хивинское ханство) были одной из наиболее доходных сфер местного бизнеса, причём объектом охоты за «живым товаром» (занимались этим в основном кочевые народы Средней Азии) очень часто оказывались прилегающие территории Российской Империи — Оренбургская и Сибирская пограничные линии. А крупнейшими на конец XIX века центрами работорговли в регионе были… Бухара, Хива и Коканд, общее число рабов в которых достигало 200 тысяч человек. По сути, после ликвидации двух главных центров «набеговой экономики», в Крыму и на Кавказе, именно третий оставшийся – Средняя Азия – приносил Империи наибольшую головную боль. Ликвидация оного стала одной из главных причин прихода русских в Среднюю Азию. Целью «русского завоевания» была отнюдь не корысть, а освобождение русских людей, попавших в рабство, защита торговых путей, обеспечение безопасности восточных рубежей и противостояние английской экспансии в регионе.

А потом пришли русские и всё испортили…
В Российской Империи, согласно узбекским учебникам, «если называть вещи своими именами, Узбекистан представлял собой полуколониальную страну…». В СССР стало ещё хуже: «Идеи большевиков были непонятны и не соответствовали истинным стремлениям коренного населения республики… Большевики попирали национальные нравственные ценности и традиции». Что большевики, особенно в первые годы, много чего и много где «попирали» – это факт хорошо известный. Но вот что пребывание в составе единой государственности принесло узбекскому и всем прочим среднеазиатским народам огромную пользу, втащив их из XIV века сразу в век XX, – это тоже исторический факт.

Правда, официальная узбекская наука (и школьные учебники) утверждают, что «центр» исключительно угнетал, тиранил и эксплуатировал несчастных узбеков. Которые, вопреки всему (не иначе как втайне, конспиративно) орошали землю, строили города, развивали науку и искусство и т.д. Даже информация, что после страшного землетрясения 1966 года (более 300 тысяч человек остались без крова) весь Союз буквально с нуля отстроил Ташкент, в учебники вообще не попала. Зато русским вменяется целый перечень «обид и притеснений», включающий, по сложившейся у постсоветских республик традиции, ещё и «геноцид».

Например, нам ставят в вину, что СССР якобы уничтожил «традиционную, используемую 1300 лет» письменность и навязал свою кириллицу. Это какую, пардон, «традиционную»? Арабскую, что ли?! Навязанную некогда иноземными захватчиками вместе со своей культурой (ислам, кстати, тоже от них) жителям древней Средней Азии огнём и мечом? Ну, так после создания СССР этот арабский алфавит ещё целых девять лет свободно использовался. Потом, чтобы потрафить перешедшим на латиницу «союзникам»-туркам, на девять лет перевели всех на латиницу. И только в 1940 году, перед самой войной, когда с «союзниками» стало всё ясно, ввели кириллицу. Ну, хорошо, в 1991 году узбеки «обрели свободу», но почему-то к любимой «традиционной» своей письменности не вернулись, а снова ввели латиницу.

Ах, да, был же ещё и «геноцид»! Казахи, к примеру, считают таковым коллективизацию 1930-х годов и вызванный ею «голодомор», в жертвы которого записали аж 2 миллиона (!) своих земляков. Однако цифра эта более чем сомнительна. Раскулачивали в основном оседлых русских переселенцев, а кочевые казахи просто откочёвывали в другое место. А около полумиллиона казахов ушли за границу. А ещё, когда считают «потери», сравнивая переписи Казакской АССР и Казахской ССР, «забывают», что между этими событиями целый ряд областей этой бывшей российской автономии был передан соседним центральноазиатским республикам СССР. Вместе с населением! Которое, как и откочевавших за границу казахов, тоже записали в «жертвы голодомора».

Что же до узбеков с таджиками, то они считают «геноцидом» жёсткое подавление охватившего всю Среднюю Азию антироссийского восстания 1916 года. Если кто забыл, вызвано оно было тем, что на третьем году войны (!) изнемогавшая в борьбе Россия попыталась и не призывавшихся в армию (!) жителей региона заставить что-то сделать для общей победы. Стали собирать лошадей для поредевшей кавалерии, а мужчин попытались привлечь к тыловым работам. Ответом стало «народное восстание» – в основном нападения на семьи русских поселенцев, мужчины в которых были в армии. Русских резали повсеместно, женщин и детей загоняли в церкви и сжигали заживо. Такая «борьба за независимость» вызвала у брошенных на подавление казаков прогнозируемую реакцию. И они отвечали жестокостью на жестокость. Что интересно, и тогда с обеих сторон находились простые порядочные люди. Известны случаи, когда киргизские семьи прятали русских поселенцев от расправы. А потом, с приходом войск, те прятали их. Более того, усыновляли киргизских сирот и даже повзрослевших девочек отдавали замуж за мусульман, выплачивая за них калым.

И в заключение – интересный факт: общая численность узбеков по переписи 1897 года недотягивала до 3,5 миллиона, из которых горожан было порядка 600 тысяч. Сегодняшний Узбекистан давно миновал рубеж в 25 миллионов и уверенно приближается к 30. Странный «геноцид»…

«К чему стадам дары свободы?» (А.С. Пушкин)
Но вот долгожданное «освобождение» и расставание с Империей наконец состоялось. Узбекские учебники пишут об этом событии восторженно: «Осуществилась вековая мечта. Страна, наш народ освободились от политической зависимости, наши границы, закрытые более ста лет, открылись для всего мира. Мировое сообщество с открытой душой приняло Узбекистан». Я, право, не знаю, куда и в качестве кого «с открытой душой приняло мировое сообщество» Узбекистан и все прочие среднеазиатские республики бывшего СССР. Зато реальные плоды этого «освобождения» мы можем наблюдать ежедневно в своих городах (а в последнее время ещё и у миграционных пунктов) в виде многочисленных толп трудовых мигрантов, приехавших в «ненавистную» Россию, чтобы заработать на кусок хлеба своим семьям.

Когда при мне начинают причитать, что «это же бывшие наши, советские, их надо пожалеть», мне так и хочется ткнуть мигрантофилов носом в учебники, по которым учили историю все эти приехавшие к нам люди (старики, учившиеся при СССР, на заработки не ездят). Чтобы и самые «толерантные» из нас имели представление о «картине мира», целенаправленно сформированной в сознании этих людей, и хотя бы задумались, чем при определённых обстоятельствах может закончиться для России их тут массовое пребывание.

Если кто забыл, в 1990 году случился в таджикском Душанбе антирусский погром, жертвами которого, по сведениям проводившего расследование на месте тогдашнего депутата Рогозина, стали до 1500 русских людей, работавших, как правило, рабочими и инженерами на местных предприятиях. Да, инициаторами погрома объявили боровшихся за власть местных исламистов. Но при этом местная интеллигенция вовсю выступала на митингах и говорила то же самое! Заметим, что произошло всё это ещё при позднем СССР! А значит – зёрна ненависти были посеяны в душах уже тогда. И возможно, теми же самыми лицами, которые пишут сегодня призывающие к ненависти школьные учебники.

Пора понять: к нам приезжают мигранты, выученные уже на этих учебниках ненависти. Мы ни в коем случае не повторяем идиотские требования вроде «чемодан-ишак-кишлак». Среди мигрантов встречаются те, кто действительно считает нас братьями, хочет здесь остаться и быть «как русские». Но таких немного. Но вот тем, кто не хочет здесь ассимилироваться под культуру бывших «колонизаторов», лучше бы ехать домой к родным арыкам! И вдыхать там «воздух свободы» полной грудью.

(Visited 82 times, 1 visits today)