А вот китайцы сумели резко снизить цены на бензин и солярку

Резон такой: Китай «кормится» с промышленного производства, а Россия — с продажи за рубеж нефти и другого сырья

Китай осуществил крупнейшее за год снижение внутренних цен на бензин и дизельное топливо. Таким образом экономика этой страны, и без того лидирующая в росте, получила дополнительный толчок. О таком стимуле российские производственные предприятия могут только мечтать. Цены на топливо в нашей стране только растут, увеличивая издержки производителей, и тем самым толкают вверх цены на продовольственные и все другие товары.

«В соответствии с недавними изменениями цен на международном рынке нефти, в соответствии с действующим механизмом ценообразования на нефтепродукты, с 24 августа 2021 года внутренние цены на бензин и дизельное топливо будут снижены на 250 и 245 юаней (38,6 доллара и 37,8 доллара) за тонну соответственно», — говорится в сообщении, размещенном на официальном сайте Государственного комитета по развитию и реформам КНР.

Как отмечает газета China Daily, это крупнейшее снижение внутренних цен на топливо с начала года в Китае.

На прошлой неделе на мировых рынках наблюдались заметные распродажи, в результате стоимость нефти упала на 7−9% — это стало сильнейшим снижением с октября.

Но в России, которая сама и на своей территории добывает нефть и производит бензин, цены на внутреннем рынке снижение на мировом рынке и широкую распродажу топлива традиционно не замечают, продолжают только расти.

Как же у китайцев, покупающих у России и других стран нефть, получается снижать цены на топливо?

— Это результат работы механизма ценообразование на дефицитное сырье, который действует в Китае с середины 90-х годов, помогая экономике быстрее развиваться, — считает руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский. — Да, мы много качаем нефти в Китай, показатель по прошлому году порядка 80 миллионов тонн, и так ежегодно. А в общем Китай импортирует к себе порядка 530−540 миллионов тонн сырой нефти ежегодно — это по все странам, добывающим у себя нефть. По 2019 году здесь мы были лидерами, а в 2020 году Саудовская Аравия на вираже нас опередила.

Надо отметить, что в Китае цены на бензин довольно высокие, выше, чем в России. Бывая в этой стране, я всегда интересуюсь текущими ценами. И всегда литр бензина стоил у них на наши деньги порядка 70 с лишним рублей. И они стараются придерживать такого уровня. У нас насколько я знаю, порядка 56 рублей за литр.

«СП»: — Как скажется нынешнее снижение в Китае?

— Если у них был примерно 7,5 юаня за литр, то теперь будет около 6 юаней. Это существенно.

«СП»: — И как им это удается?

— В Китае есть так называемые резервные топливные участки. Там на территории от Синьцзяна до провинции Шаньдун построено 7−8 огромных хранилищ, куда китайцы закачивают дополнительный бензин. Они закупают за рубежом, импортируют и к тому же у себя добывают нефть. Излишки топлива китайцы регулярно закачивают вот в эти резервные базы. Такая система сложилась в Китае еще с конца 90-х годов. Это относится не только к нефти, но и зерну и даже к ананасам — все это закладывается в резервные склады. И в случае, когда ситуация требует или позволяет цены сбросить, то продукция из этих складов выбрасывается на внутренний рынок. Если Китаю требуется цены поднять, то продукция скупается и отправляется в склады. Это называется регулируемая экономика. В своей монографии «Как Китай становится экономической сверхдержавой» подробно написано, как работает этот механизм ценообразование на дефицитное сырье. А самое дефицитное сырье в Китае — это, естественно, бензин.

«СП»: — У такой регулировки в экономике вспомогательная цель?

— Да, за счет резервных рынков китайцы поддерживают рост своей экономики. Они начали с зерна, потом перешли на нефть. Китай стал нефтеимпортирующей страной с 1995 года: брал от 20 до 100 миллионов тон ежегодно, а сейчас 500 миллионов тонн. Видите разницу? Более того, лет семь назад я был в Китае на энергетической конференции, у них были тогда расчеты, что к 2020 году они будут импортировать не менее 500 миллионов тонн нефти. Сейчас они вышли на показатель в 540 миллионов тонн.

Китайская экономика стремительно растет и рвется вперед, требуется много энергоресурсов. Поэтому сейчас они обратились за помощью к Российской энергетической ассоциации.

«СП»: — Российским потребителям было бы интересно знать, помогла бы такая протекция со стороны государства хоть иногда снижать цены на бензин в нашей нефтедобывающей стране?

— Такая регулировка нам тоже нужна. И есть возможность для создания таких резервных баз. Ближе к местам нефтедобычи или к местам наибольшего потребления бензина — это уже пусть правительство решает. Но сложностей и затрат по созданию таких хранилищ особых нет — это же не заводы высокотехнологичные строить. Главное принять такое решение. Но нас, китаеведов, предлагающих использовать успешный китайский опыт, не очень-то хотят слушать.

— Китайское государство кормится за счет налогов с промышленных компаний, а российское в основном за счет налогов, взымаемых с нескольких добывающих отраслей, — отмечает президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич. — История про бензин и цены на бензин — она не про силу государства, которое может или не может развернуть цены, а про несколько другие измерения. В первую очередь — про структуру цены нефти и бензина и про степень монополизации экономики.

Во-первых, нужно понимать, что в розничной стоимости бензина со всеми наценками и фактическими расходами (нефтедобывающая компания, НПЗ, оптовые трейдеры, розничная АЗС) доля налогов 55−60%. Стоит и сказать, что налоговая нагрузка на нефтяную отрасль и конкретно на бензин планомерно росла все последние 20 лет, поэтому если бы наше государство действительно хотело снизить цену на бензин, то оно бы умерило свои аппетиты и снизило бы налоговую нагрузку на отрасль. Например, где-то можно не перекладывать плитку по несколько раз за год или не ремонтировать идеальную ровную дорогу, так и бензин можно будет на пару-тройку копеек сделать дешевле.

Во-вторых, была сделана ставка на развитие вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) и монополизацию рынка, которая также росла последние 20 лет. Мы получили ситуацию, когда крупные ВИНКи владеют добычей нефти, ее переработкой, трейдингом и непосредственно сетями АЗС. В такой схеме соблазны для картельного сговора чрезвычайно высоки. С одной стороны, вся отрасль очень консолидирована, с нее просто собирать налоги, с другой — она агрессивно вытесняет независимые компании с рынка и достаточно просто может договариваться о ценах.

В-третьих, демпферный механизм приводит к регулярному росту цен. За пределами сложных математических формул мы видим простую истину: бензин будет дорожать всегда, но по чуть-чуть.

В Китае ситуация отчасти схожая: рынок тоже монополизирован, тоже контролируется государством, разница только в том, что Китай сам не обеспечивает себя нефтью. И здесь важное различие в природе государства и его стимулах. Китайское государство кормится за счет налогов с промышленных компаний, а российское в основном за счет налогов, взымаемых с нескольких добывающих отраслей. И Китаю выгодно, чтобы сырье было дешевле, чтобы промышленность зарабатывала, и потом платила больше налогов на прибыль и на НДС.

У российского правительства другая задача — это максимизация налогов от нефтегазовой отрасли. Кроме того, закупка нефти за рубежом проходит по квотам, и у правительства КНР есть ряд рычагов, чтобы повлиять на позицию китайских государственных компаний, которые контролируют нефтедобычу, торговлю и переработку. Поэтому китайское правительство может в полудирективном порядке снизить цену на бензин, а российское правительство заинтересована в росте его стоимости за счет дальнейшего увеличения налоговой нагрузки.

Вместе с тем, будет справедливым заметить, что в Китае бензин дороже. Там его розничная цена в районе $ 0,9−1 за литр, в то время как в России цена в районе $ 0,65−0,7. В некоторых регионах Китая бензин еще дороже: в Гонконге его цена превышает $ 2,5 за литр.

(Visited 39 times, 1 visits today)