С российских прилавков исчезнут «белорусские креветки»?

Польша из мести Лукашенко хочет перекрыть последний канал поставки европейской «запрещенки» в Россию

Президент Белоруссии Александр Лукашенко прокомментировал угрозы Варшавы перекрыть границу из-за ситуации с беженцами.

«Еще один момент. Это уже, наверное, больше обращение к полякам. Вы, наверное, слышите, что раздаются постоянно угрозы со стороны этих диких политиков и руководителей Польши: границу закроем, „Кузницу“ закроют — погранпереход железнодорожный», — заявил он на встрече с губернатором Гродненской области Владимиром Караником и помощником по региону Юрием Караевым.

Если властям Польши так удобнее, пусть закрывают, продолжил Лукашенко. «Но надо прежде подумать, как они будут общаться с Россией, Китаем, вообще с востоком. Поедут через Донбасс. А там ребята резкие. Они их быстро отстроят».

Поляков, как считает глава Белоруссии, там никто не ждет. «Это я так образно говорю — через Донбасс. Их там никто не ждет. Там граница с Украиной у России закрыта», — пояснил Лукашенко.

Тут стоит напомнить, что экономические отношения между Россией и Польшей всегда играли важную роль во внешней торговой политике. Россия оставалась для Польши основным внешнеторговым партнёром, занимая четвёртое место по товарообороту после США, Китая и Швейцарии. Серьезный удар по торговле нанесли санкции и контрсанкции 2014-года. С тех пор немало польских и не только товаров попадали на российский рынок через Белоруссию. Что теперь, конец польской контрабанде? Сами себе в ногу стреляют, как обычно?

— Польша уже закрыла автодорожный пункт пропуска «Брузги — Кузница Белостоцкая», — отмечает эксперт аналитического портала Rubaltic.ru Алексей Ильяшевич.

— Но это всего одна точка. На белорусско-польской границе работают еще пять автомобильных и четыре железнодорожных погранперехода. Я бы не стал серьезно относиться к угрозам Варшавы. Сейчас модно делать резкие выпады. Сам Лукашенко допускал возможность перекрыть транзит российского газа в Европу, хотя совершенно очевидно, что этого не произойдет. На Украине 19 ноября зарегистрировали абсурдный законопроект об ограничении всего импорта товаров из Беларуси. Документ подготовил депутат Дануца, который, между прочим, совсем недавно голосовал за либерализацию автотранспортных перевозок с той же Беларусью. Это просто сотрясание воздуха. Как показывает практика, экономика и политика в Европе сильно оторваны друг от друга.

«СП»: — Лукашенко явно иронизирует, утверждая, что единственным способом коммуникации Польши с Россией остаётся Донбасс. Ведь российско-украинской граница это не только Донбасс…

— Это даже не ирония, а какой-то троллинг. Никакие поезда или большегрузы через Донецк и Луганск в направлении Польши (или из Польши в Россию) идти не будут. Блокаду Донбасса на Украине вообще-то никто не отменял. Транзит через неподконтрольные территории с точки зрения Киева будет нарушением закона.

С другой стороны, Лукашенко по-своему прав. Польско-белорусский коридор очень важен для транспортного сообщения России с Центральной и Западной Европой (прежде всего, с Германией). Если от него отказаться, потери будут нести все.

«СП»: — Что для поляков критичнее: потеря белорусского рынка или российского? Что они вообще продают нам после 2014 года?

— Российский рынок, конечно, важнее. Свежие данные показывают, что за январь-август 2021 года поляки экспортировали в РФ товаров на 3,76 миллиарда долларов. Для сравнения: польский экспорт в Беларусь за весь прошлый год составил 1,24 миллиарда. В Россию из Польши поставляется, в основном, продукция машиностроения и химия (на эти две позиции приходится более 60% от общего объема поставок). Продовольствие и сельскохозяйственное сырье — уже меньше 9%.

«СП»: — Каков, по-вашему, объем контрабанды из Польши и всей Европы осуществляется сегодня в Россию через Белоруссию? Для кого и насколько серьёзными будут потери от закрытия этого канала?

— Не берусь судить. Но понятно, что объемы контрабанды огромны. Кстати, это не только контрабанда из Европы (и Украины) в Россию. Чего только стоят пресловутые белорусские сигареты, которые рекой текут на Запад! Эти потоки появились еще в девяностых, просто после известных событий контрабанда через Беларусь стала еще более востребованным и прибыльным делом.

«СП»: — Белоруссия тоже пострадает? Минск перестанет возить нам «запрещенку»?

— Повторюсь, пострадают все. Та же Беларусь по-прежнему активно торгует с Европой. Часть продукции вывозится через порты (традиционно — прибалтийские, сейчас и российские подключились). А по суше, конечно, нужно везти товары через Польшу. Я не представляю, что должно произойти для перекрытия этого коридора, поэтому о «запрещенке» из Беларуси можно не волноваться. Никуда она не денется.

«СП»: — Ну, а Китай? Критична ли для Польши потеря коммуникации с ним через Россию и Белоруссию? Какие есть альтернативы?

— Для Китая маршрут через Беларусь и Польшу также является одним из основных. Но Пекин никогда не складывал все яйца в одну корзину, то есть не сосредотачивался на одном конкретном транзитном направлении. Для доставки китайских товаров в Европу активно используется портовая инфраструктура. Она «подстрахует», если будет нужно. Но все это чревато потерей времени и прибыли.

— Для восточноевропейских стран-транзитеров угроза перекрыть транзит — обычная практика, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.

— Польша может пойти на этот шаг, но это будет скорее «приглашение» для крупных геополитических игроков оперативно вмешаться в ситуацию, поскольку в долгосрочном закрытии польско-белорусского коридора не заинтересована ни сама Варшава, ни Германия, ни Россия, ни Китай. По сути, сегодня это единственный транзитный коридор в Восточной Европе, который продолжает исправно функционировать.

«СП»: — Про Донбасс, конечно, шутка, но есть ли у поляков ещё варианты выхода на Россию? Калининград? Но там слишком много таможен получается…

— Любые обходные маршруты — это, что называется, войны с географией. Коридор через Белоруссию — самый прямой и удобный. Теоретически какие-то грузы действительно могут идти через Украину, поскольку грузовое сообщение между Россией и Украиной сохраняется, да и Киев вряд ли откажется от возможности заработать на транзите в «страну-агрессор».

Но, конечно, полностью переключить белорусский транзит на Украину не выйдет — слишком велики и политические риски, да и состояние украинской инфраструктуры оставляет желать лучшего.

Еще один альтернативный маршрут — через страны Балтии, которые также испытывают трудности, связанные с сокращением российского транзита, который шел через прибалтийские порты. С экономической точки зрения сухопутный коридор Россия-Польша для Латвии и Литвы был бы совсем не лишним. Однако организация такого коридора снова упирается в политику — антироссийски настроенные элиты прибалтийских государств буквально пилят транзитный сук, на котором сидят.

«СП»: — Насколько российский рынок сегодня важен для Польши?

— Товарооборот между Польшей и Россией после 2014 года, конечно, просел, но не сошел на ноль. Динамика здесь неравномерная — после обвала 2014−15 гг. наблюдался уверенный рост товарооборота, который, впрочем, так и не достиг докризисных значений (в 2013 году он составлял почти 28 млрд. долларов США).

В 2020 г. — очередной обвал в связи с ковидом, в этом году — снова рост. За январь-август 2021 г. товарооборот между РФ и Польшей составил 13,1 млрд. долларов, из них на экспорт польской продукции в Россию приходится 3,1 млрд. Польский экспорт в РФ — это далеко не только пресловутые яблоки, но также продукция машиностроения и химической промышленности. Потеря российского рынка для польской экономики, конечно, не будет критичной, но и безболезненной ее тоже не назовешь.

«СП»: — А общение с Китаем? Много ли тут Польша потеряет от закрытия границы?

— Для Китая Польша и Белоруссия интересны в первую очередь как транзитные страны, расположенные на входе на европейский рынок. Однако для Китая этот транзитный маршрут не столь критичен. Основной объем товарооборота между Китаем и ЕС осуществляется морскими контейнерными перевозками. В рамках инициативы «Один пояс — один путь» также есть альтернатива белорусско-польскому коридору — через Закавказье и Турцию.

«СП»: — Какие ещё негативные последствия у этого могут быть, как для Польши, так и для Белоруссии?

— Основное негативное последствие — потеря транзитного потенциала. Белорусско-польский коридор важен, но не критичен. Вся эта история лишь стимулирует международных игроков развивать альтернативные маршруты, как это делает тот же Китай. К слову, вся эта катавасия на белорусско-польской границе с угрозами перекрыть то газопровод Ямал-Европа, то железнодорожный транзит — еще один аргумент в пользу «Северного потока-2» и других коридоров Россия-ЕС в обход восточноевропейских стран-транзитеров.

«СП»: — Можно ли утверждать, что прекратится польская контрабанда в Россию? И вообще европейская. То есть белорусские креветки исчезнут с наших прилавков?

— Да, Белоруссия очень выгодно использовала свое пограничное положение для экспорта европейской санкционной продукции в РФ. Это уже становилось причиной разбирательств в белорусско-российских отношениях. После прошлогодних событий в Белоруссии ЕС также начал использовать тему контрабанды в качестве инструмента политического давления на Минск. Однако я не думаю, что этот коридор удастся полностью перекрыть, поскольку заинтересованные в его работе игроки есть и в Европе, и в Белоруссии, и в России.

(Visited 31 times, 1 visits today)