Кофе больше не нужен: уснуть за рулем не дадут технологии

Почти четверть аварий происходят из-за усталости водителей, но у этой проблемы появилось решение

9 февраля Белогорский районный суд Крыма вынес приговор по громкому делу о ДТП, которое произошло в июле 2020 года на трассе «Таврида». Тогда водитель микроавтобуса уснул за рулем и врезался в «КамАЗ». В результате погиб и сам шофер, и восемь пассажиров, среди которых один ребенок. Суд приговорил организатора перевозок к пяти с половиной годам заключения. Такой строгий вердикт объясняется тем, что предприниматель не предоставил водителю время для отдыха после 9-часового рейса и, зная о его усталости, все равно сразу направил по новому маршруту.

Мы привыкли считать, что ДТП в основном происходят из-за несоблюдения водителями правил дорожного движения, вождения в нетрезвом состоянии или банальной невнимательности. Но, к сожалению, нередко аварии происходят по причине, которую трудно контролировать — усталости за рулем. На эту проблему обратил внимание автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов и, после изучения европейского опыта, предложил рабочее решение, которое позволит уже через несколько лет снизить аварийность и смертность на российских дорогах. Однако необходимо, чтобы на эти инициативы обязательно обратило внимание и государство. Во-первых, потому что сейчас едва ли не впервые появилась возможность реально решить проблему усталости за рулем. Во-вторых, потому что внедрение инициатив требует принятия соответствующих поправок в законодательство и контроля над их выполнением. Но результат от такой государственной политики не заставит себя долго ждать.

Особо усталый таксист

Согласно исследованиям, проведенным в Евросоюзе, около четверти всех ДТП вызваны именно усталостью водителей. Одни засыпают за рулем, у других падают внимание и концентрация. Оказывается, вождение при переутомлении не менее опасно, чем езда в нетрезвом виде. Ученые обнаружили, что 17−19 часов без сна сопоставимы по влиянию на состояние водителя с 0,5 промилле алкоголя в крови. Исследования Американской ассоциации автомобилистов показали, что недосыпание повышает риск попадания в аварию: 5−6 часов сна в течение 24 часов — в два раза, а 4−5 часов — в четыре раза.

На фото: поздним вечером сотрудники полиции в зоне обслуживания автомагистрали Крайхгау-Зюд (Германия) передают прибор для измерения содержания алкоголя в кабину водителя во время профилактической проверки водителей грузовиков на алкоголь.

Более того, чем выше скорость — тем быстрее устает человек, даже если не страдает от недосыпа. Например, на скорости 90 км/ч, усталость наступает через 3,5−4 часа. Опасность еще и в том, что часто водитель может не осознавать, что находится в утомленном состоянии или считать, что может запросто взбодриться, выпив кофе или заведя громкую музыку.

Несколько лет назад компания Ford провела в России опрос, который показал поистине шокирующие результаты — более 32% отечественных водителей признались, что хотя бы раз засыпали за рулем. Около 4% попадали из-за этого в ДТП и просыпались уже после столкновения или, в лучшем случае, в кювете. Сделаем поправку на то, что после самых печальных случаев водители уже не могли принять участие в опросе, поэтому число ДТП наверняка выше.

Трудность в том, что в отличие от обычного нарушения ПДД или нетрезвого вождения одними штрафами решить проблему усталости нельзя. Нет, конечно, и административными мерами улучшить ситуацию можно. Например, часто засыпают за рулем таксисты и водители-дальнобойщики из-за переработок. Можно вспомнить громкий случай, когда летом 2018 года таксист сбил в Москве сразу семь человек, уснув за рулем. На допросе он заявил о том, что находился за рулем 20 часов, а до выхода на смену спал всего пару часов на стоянке.

В прошлом году в Москве и Подмосковье была внедрена информационная система «Аналитика работы такси», которая отслеживает общее время водителя за рулем и не позволяет ему перерабатывать. Но как быть с другими регионами? Или с обычными водителями, которые не работают в такси? Да и просто за восемь часов за рулем тоже можно устать.

Сложность и в том, чтобы контролировать уровень усталости за рулем. В отличие от алкоголя, который можно измерить специальными приборами, усталость никак не определишь, тем более, что у каждого «шкала» своя. Точно так же не получится на административном уровне проконтролировать, спал или отдыхал человек, прежде чем сесть за руль, или всю ночь смотрел сериалы.

Человеческий фактор компенсирует автоматика

Поэтому Дмитрий Давыдов предлагает решать проблему усталости за рулем с помощью технического прогресса, а для этого обратить внимание на успешный опыт Евросоюза. Еще в 2019 году Европарламент утвердил требования и регламент по внедрению технологий, сберегающих жизни во время управления транспортным средством в усталом виде. Они включают в себя три основных инструмента, которые позволяют предотвращать несчастные случаи из-за усталости и засыпания за рулем.

Первый — это система предупреждения о сонливости и нарушении внимания (DDAW, Driver Drowsiness and Attention Warning). Эта технология отслеживает бдительность водителя, анализируя системы управления транспортным средством и действия водителя. Бортовой компьютер в режиме реального времени собирает и обрабатывает данные о скорости, длительности поездки, позиции на дороге, воздействия со стороны рулевого управления. Если программа обнаруживает отклонения, присущие усталости, то выдается визуально-звуковой сигнал, предупреждающий водителя о том, что ему стоит обратить внимание на состояние.

На фото: на движущемся автомобиле установлен проекционный дисплей, HUD, навигация, системы помощи водителю, такие как радар определения расстояния, информационная система слепых зон, предупреждение о выходе из полосы движения для повышения безопасности вождения.

Второй — система предупреждения о выезде из полосы движения (LDWS, Lane departure warning system). Тут все довольно просто — эта технология отслеживает движение по полосам на дорогах, где присутствует разметка. Если транспортное средство начинает отклоняться от своей полосы на 30 см на скорости 65 км/ч и выше без включенного поворотника, то система посылает минимум два из четырех сигналов: вибрационный, звуковой, визуальный или тактильный, указывающий направление непреднамеренного дрейфа. Это помогает водителю не допустить случайного выезда за пределы желаемого пути.

Предупреждение о выходе из полосы движения.

И, наконец, третий инструмент — продвинутая система экстренного торможения (AEBS, Advanced Emergency Braking System). Это технология, которая автоматически применяет торможение в тех случаях, когда водитель не реагирует на приближающуюся опасность столкновения. Программа анализирует разницу в скорости и расстояние до объекта впереди, и по определенному алгоритму в необходимой степени активирует тормозную систему, если возникает прямая угроза столкновения. При этом водитель получает сигнал об угрозе за 0,8 секунд до срабатывания экстренного торможения. Такая система помогает потерявшему контроль водителю избежать аварии или снизить последствия столкновения.

Усовершенствованное экстренное торможение защищает от наезда сзади

Отдельно стоит заметить, что ни одна из этих систем не берет на себя полный контроль над автомобилем. То есть у тех, кто не доверяет современным технологиям и опасается сбоев (или восстания машин) беспокоиться не стоит. Эти механизмы служат лишь ассистентом водителю, вовремя подавая ему нужные сигналы тогда, когда создается угроза безопасности. Водитель всегда может сознательно обойти любое предупреждение такого помощника, когда это необходимо. Но в целом, такие технологии уже доказали свою эффективность и признаны на международном уровне решающими в борьбе со смертностью по причине вождения в состоянии утомления.

Обновление к лучшему

Уже с 6 июля 2022 года в Евросоюзе перестанут вводить в эксплуатацию новые модели автомобилей без указанных выше систем безопасности. А с 7 июля 2024 года в странах ЕС вообще перестанут регистрировать транспортные средства, не соответствующие новым стандартам. Последние две системы уже обязательны там для многотонных грузовиков и автобусов.

На фото: водитель Управления безопасности дорожного движения (RSA) Стюарт Портеус на открытии кампании по безопасности дорожного движения. В центре внимания кампании — усталость водителей и повышение осведомленности об опасностях вождения в состоянии усталости.

Дмитрий Давыдов считает, что аналогичные нововведения нужны и в России. Естественно, с достаточным количеством времени для их внедрения.

«Предлагаю в России по прошествии двух лет с момента издания соответствующего закона запретить постановку на учет новых автомобилей без указанных выше трех технологических функций, защищающих водителя в состоянии утомления. Также предлагаю через три года после издания закона запретить эксплуатацию грузовиков и автобусов дальнего следования, если они не оборудованы системами LDWS и AEBS. Со временем новые автомобили, оборудованные современной системой безопасности, постепенно будут вытеснять старые, и крупногабаритный коммерческий транспорт будет создавать меньше угроз на трассах страны. По мере обновления автопарка, количество ДТП по причине потери контроля в управлении транспортным средством будет сокращаться», — пишет Давыдов.

Автор проекта «20 идей» убежден, что в результате внедрения этого предложения смертность и травматизм на дорогах России значительно снизятся, и тысячи жизней будут сохранены. Поэтому очень хотелось бы, чтобы эти инициативы были как можно скорее приняты на государственном уровне. В конце концов, будущее на дорогах — это не летающие машины, которые показывают в кино, а такие интеллектуальные системы, которые спасают тысячи жизней уже сегодня.

(Visited 35 times, 1 visits today)